Озеро Тургояк находится в соседней Челябинской области, но его очень любят и жители Башкирии. Регулярно активисты и общественники собирают туда туры. Но, как оказалось, отдых может обернуться чередой проблем. Наш коллега Илья Бархатов из 74.RU несколько дней провел там. Обошел и объехал его вокруг и постарался понять, что не так с младшим братом Байкала. Этот репортаж полезно почитать и посмотреть тем, кто (не) развивает туризм на Южном Урале.
Столкновение миров
Утро, а столбик термометра уже преодолел +25 и стремится ввысь. К городскому пляжу вереницей прибывают отдыхающие. Одни давятся в общественном транспорте, других организованно привезли на междугородних автобусах, третьи едут на личных авто и сразу сталкиваются с первой проблемой — парковка у городского пляжа, она же самая большая на Тургояке, уже забита. Мест нет. Выход ожидаемо находится на обочине — автомобили бросают вдоль дороги. Для местных это отдельная боль, зачастую проезд к их домам оказывается надолго заблокирован.
Главный пляж Тургояка имеет форму полумесяца длиной в километр. Но сама береговая полоса, где можно расположиться, довольно узкая — людей теснят тропа и точки общепита. Из удобств: несколько кабинок для переодевания (у новой — огромная очередь) и где-то даже есть комфортабельный туалет. По крайней мере, об этом сообщают указатели на деревьях. Но с отхожими местами всё оказалось не так радужно, об этом чуть ниже.
— Раньше было по-другому: тихо, мирно, культурно. Сейчас столько мусора, — сетует потомственный житель Тургояка Анатолий Павлович.
В этом году ему исполнится 69 лет, большинство из них он прожил у озера. Его предки приехали в эти места еще в XVII веке. Бабушка Анатолия 40 лет занималась разведением рыбы в рыбхозе и в 50-х построила дом, в нем мужчина живет по сей день. Парковка расположена прям под его окнами.
— Вс` перевернулось. Был пруд. Взяли его и засыпали под стоянку. Тут и щука, и линь были, я много лет рыбачил, лини хорошие по три–четыре килограмма ловил, — рассказывает мужчина.
— Я лет десять на озеро не хожу вообще. У меня кипит всё, глядя на это. Взяли, весь берег загородили. В прошлое время в любом месте спустился, воды попил, покупался. А сейчас всё перегорожено, — негодует Анатолий. По его воспоминаниям, вдоль берега были деревянные дома с огородами, и оставалось достаточно места для подхода к воде. Там загорали и купались.
Советское время Анатолий Павлович ассоциирует с порядком и контролем:
— У нас раньше был председатель поселкового совета. Его выбирал местный народ. Участковый постоянно здесь находился. На каждой улице свой квартальный. Вообще порядок был. Что-то случилось, пошел к ним, и всё решили. А сейчас кому жаловаться?
Чуть дальше от пляжа расположен заброшенный корпус дома отдыха «Тургояк». Рядом живут его бывшие сотрудники. Во времена былого величия пансионата им выделили дома около работы. Потом пришли новое время, банкротство и серия поджогов. Сейчас о когда-то процветающей здравнице напоминают только размеры строения и воспоминания причастных.
Елена Смирнова живет здесь с 1990 года. Приехала вслед за мужем, которому предложили должность водителя, и отработала в доме отдыха комендантом больше 20 лет.
— Здесь было шикарно! Корпус на 68 отдыхающих, отдельные благоустроенные комнаты, а сейчас больше десяти лет банкротства, — показывает она на останки трехэтажного здания.
— В 2003 году там, где сейчас стоят коттеджи, начали катастрофически гореть дома, в которых жили сотрудники [дома отдыха], — вспоминает Елена. — Было страшно, я два раза горела. Первый раз в жизни узнала, что в феврале можно вылететь в ночнушке, тушить и не простыть. Время было четыре часа утра. Я спала с дочерью. Ладно, муж заметил. Потом приехали девчонки-дознаватели, и было сказано, что, наверное, Смирнов (муж Елены. — Прим. ред.) пьяный пришел и бычок бросил.
— Озеро и сейчас очень чистое. Но когда я приехала, береговая линия была дальше. Сейчас уровень поднялся. У него цикличность, — рассказывает Елена.
На вопрос, были ли раньше высыпания у купающихся, женщина ответила отрицательно:
— Раньше не было. Первые [случаи сыпи] пошли года четыре назад. По моим наблюдениям, до 20 градусов прогревается вода, и через неделю начинается. В прошлом году подрабатывала администратором по кемпингу в пансионате. Приехала семья из Ижевска, их восемь человек. Обсыпалась одна мама.
По словам Елены, в последние полтора года с приходом новых собственников ситуация с пансионатом начала меняться к лучшему. Появился какой-никакой порядок. Начал потихоньку налаживаться контакт с новой администрацией. Отремонтировали два корпуса, поменяли постельные принадлежности впервые с советских времен.
Палатки — для терпеливых
Туристы с палатками на Тургояке, как и на других озерах, составляют значительную часть отдыхающих. Самый большой лагерь находится на Пугачевской поляне. Земля здесь нарезана на множество участков со своей кассой. Повсюду знаки, запрещающие парковку, и пробки хлеще, чем в мегаполисе.
Отдыхающие приезжают сюда со всей страны и, кажется, весьма довольны. Само озеро настолько яркое и впечатляющее, что хочется закрыть глаза на многие отрицательные моменты. Жаль, это не всегда удается.
Четверо молодых людей только приехали из Екатеринбурга и раскладывают палатки. За каждую они заплатили по 700 рублей за сутки. Они прибыли вечером, и им достались не лучшие места, но ребята довольны. Авто они оставили на цивилизованной парковке, и такой подход приятен.
— Первый раз были здесь в прошлом году. Тут не было людей, было прям пусто и очень хорошо. По тем ощущениям приехали сюда и не ожидали, что будет такой sold-out (в пер. с англ. — распродано), — говорит Валерия.
Другой отдыхающий, житель Башкирии Анатолий, был здесь 20 лет назад на школьной экскурсии, а теперь приехал с семьей. Мужчина находится тут дольше компании из Екатеринбурга и уже заметил отрицательные стороны.
— С туалетом жопа, конечно. Только одна кабинка для палаточников, остальные закрыты на замок. Сервиса тут никакого, из десяти баллов на тройку. Стоимость парковки 500 рублей за сутки.
Контрасты
Бюджетный отдых на Тургояке соседствует с дорогим. Буквально шаг в сторону, и уже не будет ни палаток, ни припаркованных авто, ни туалета-скворечника. В этой локации другая каста отдыхающих, помимо сервиса, платит за чистоту и ничем не испорченные пейзажи.
Говоря про туристический Тургояк, нельзя обойти вниманием «Золотой пляж». Место, которое давно ассоциируется с озером.
Среди дорогостоящих строений привилегированной части Тургояка стоит старая двухэтажка, явно не из этого мира. Здание осталось с тех времен, когда сотрудникам пансионата давали жилплощадь недалеко от работы.
Пожилая женщина с веером прищепок на шее развешивает белье. Фотографироваться она не согласилась, но рассказала о себе.
— Я здесь живу с 12 лет, а мне 72 года. Работать начала лет в 20, сначала официанткой, потом поваром, — описала свою жизнь Нина Петровна. — Тут очень много сотрудников жили в бараках. Детский сад и школа начальная до четырех классов была. Сейчас вокруг всё новое уже, от старого остался наш дом и деревянные корпуса, там уже всё поменяли: и окна, и двери.
К уединению
Обход такого большого озера — задача не из простых, и, дабы сэкономить время и силы, я выбрал велосипед. Казалось бы, поездка вокруг живописного озера сулит много позитивных эмоций. Но на деле всё оказалось не так безмятежно.
Желающих отдохнуть экономно, но уехать подальше от переполненных пляжей и палаточных лагерей хоть отбавляй. Поднятая ими пыль моментально оказывается везде — на одежде, на волосах, и даже зубы начинают скрипеть от мелких песчинок. С обеих сторон дороги всё в сером налете.
После преодоления пробок на пути к дикому Тургояку возникает еще одно препятствие — так себе дороги. На сложном подъеме «Шкода» со свердловскими номерами не может одолеть преграду. Пока папа безрезультатно давит на педаль, мама подкидывает камни, а ребенок помогает морально:
— Папа, ты сможешь, — разносится детский крик. В итоге участок пройден, и авто, скрипя резиной, одолевает подъем.
В лесу в уединении, вдалеке от дороги остановились Алексей со своей девушкой из Челябинска.
— На Тургояк езжу периодически, лет шесть. Я сам родом из Иркутской области, там на Байкал ездили, он больше, дикие места, палатку спокойно где угодно поставишь. Тургояк — это такая маленькая копия Байкала, — рассказывает Алексей. — Но баз слишком много.
Да, Тургояк — одно из самых красивых озер Челябинской области. Приехав сюда единожды, люди возвращаются снова и снова. Но очевидно, что долго жемчужина Южного Урала такого бардака не выдержит. И, кажется, властям уже сейчас надо думать о сохранении Тургояка и цивилизованном комплексном развитии этого туристического направления.