
12 августа на уфимском железнодорожном вокзале появились две девушки с огромными рюкзаками. Яна Калинина и Александра Климашова — заядлые путешественницы и спасатели по профессии — отправились покорять горный массив Хибины в Мурманской области. Девушки называют себя турклуб «Отбрось копыта», они уже несколько лет путешествуют по миру, вместе побывали в Калининградской, Мурманской областях, в Чехии, Германии, Армении и Грузии. Свою напарницу Калинина ласково называет Саей и говорит о ней, как о «проверенном годами и путешествиями человечище».
В распоряжение корреспондента UFA1.RU попал дневник Яны. Публикуем выдержки из откровений турклуба «Отбрось копыта» — о Хибинах, о странствии и о себе.
День первый и второй. Сборы и дорога
11 августа. В десятом часу вечера собрали рюкзаки. Впереди — путь из Уфы в Москву, а уже оттуда — в Мурманскую область (2700 км — Прим. ред.). И не страшны нам ни прогнозы погоды, ни тяжёлые рюкзаки, ибо вместе мы — сила. Ну ладно, Александра воодушевлена поболее, я только час назад рюкзак упаковала, была прям на измене. В планах — стокилометровый трип по северным Хибинам.
12 августа. Ждем поезда до Москвы. Моя сумка оказалась довольно тяжелой — помимо палатки, дождевика и туристического коврика — еще четыре книги. Естественно, я пожалела об этом ещё до того, как поезд нас выплюнул на Имандре, ибо свой рюкзак я еле несла. А так, собственно, книги были совсем не лишними, так как Сая в поезде была «суперобщительная».

В Москве выяснилось, что Александра никогда раньше тут не бывала. Оставалось 7 часов до следующего поезда, мы от лишних килограммов свободны (оставили рюкзаки в камере хранения), поэтому я устроила Сайке ознакомительную программу-минимум: поесть мороженого в ГУМе, прогуляться по Красной площади и по Арбату. Сае понравилось только мороженое.

Когда забирали рюкзаки из камеры хранения, парень, кое-как тащивший нам наши неподъемные ноши, решил для себя, что, оказывается, слабый пол совсем не слабый. Мы в свою очередь отметили, что он абсолютно прав.
День третий–четвертый. Солнечная Карелия и дождливые Хибины
15 августа. Вышли на своей станции. Хибины встретили нас полной погодной жопой: дождем и туманом. Но, как потом выяснится, это была ещё гостеприимная ее половинка. Через пару часов мы уже шли под проливным дождём, увязая и буксуя в грязи.

Дождь был настолько сильным, что промокли даже куртки-дождевики, до этого выдерживавшие любую непогоду. По первоначальному плану должны были пройти 10 километров. В итоге прошли больше, но до места назначения не дошли. Чудеса, да и только. Идти было очень холодно, мокро и скользко; постоянное чередование спусков и подъемов крайне утомляло, особенно когда толком не можешь вцепиться палками в жижу. В первый ходовой день мы практически ничего не видели: молоко делало свое дело, закрывая от нас роскошные виды на ущелья и озера, ради которых мы и наворачивали лишние километры.
Под вечер погода немного улучшилась, нашли место для стоянки, очень живописное. С одной стороны стоянка отсекалась от внешнего мира довольно живым и бодрым ручьем, с другой — зелёными и пушистыми пригорками.

Разбили лагерь, поставили палатку и развесили на веревке промокшие насквозь вещи. Хибины немного понаблюдали за нашими отчаянными попытками, поржали и открыли все небесные шлюзы, потому как дождь лил на нас целых 13 часов подряд. Радовало одно — палатка выдержала натиск, не поплыла, не промокла. Да и мы, кстати, ночь пережили очень даже хорошо. Но вещи, естественно, не просохли.
День пятый. Прогулки в мусорных мешках и приношения горным богам
16 августа. Рано утром дождя не было. Одежда так и не высохла, поэтому пришлось идти во всем мокром. Чтобы хоть как-то защититься от липких объятий мокрого дождевика, мы поверх теплого слоя одежды надели мусорные мешки. Как говорится, голь на выдумки хитра. И между прочим довольно симпатично получилось.

О вчерашнем ненастье напоминал только густой туман и хлюпающая под ногами вода. В этот день проходили через ущелье мертвых. Запредельные эмоции! Хибины — это очень древние горы, и местные верят, что они отнюдь не простые. Они могут не пускать к себе, устраивать разные подлянки, поэтому с ними нужно договариваться.

Решили «подкупить» горных духов: перед каждым ущельем и перевалом оставляли конфеты и просили быть к нам добрее. И что вы думаете: самый поганый был у нас первый день, потому как мы не поговорили с горами, но начиная со второго дня у нас не было больше дождя.

В полдень туман рассеялся. Нашли красивое место для стоянки и развели костер. Его облепили носки, половина из которых, полусгорев, хоть как-то наконец подсушилась. К вечеру знатно похолодало, и этой ночью мое тельце местами ощущало, что оно оказалось на севере…
День шестой. Неудачное планирование
17 августа. Встали с разных ног, все утро ворчали и спорили по мелочам. Но мы знали, что у каждой в рюкзаке есть то, без чего другая никак не сможет. Поэтому при любом раскладе, дуясь и ворча, топали вместе.

Настроение улучшилось, когда впервые за последние несколько дней увидели солнце. Сегодня ждет перевал через Южный Чоргорр — довольно сложный участок пути. Мы не боялись, потому что на всех форумах, которые мы изучали перед походом, его описывали как «элементарный» и «легчайший». Так вот, это был самый сложный для меня перевал за два года мурманских походов!
Крутой подъем и сбивающие вниз порывы ветра вкупе с тяжелыми рюкзаками стали серьезными препятствиями. Мы там на спуске слегка не туда ушли, хотя тропа и там была тоже. Спуск получился затяжным. Тропа периодически терялась, плюс мы шли по сыпухе, лезли по огромным валунам, расщелинам. Это было очень долго и утомительно, и, естественно, моя коленка вспомнила, что она болит, ведь без нее было так скучно цепляться всеми щупальцами в камни. Прихрамывая, я прямо стала ближе к земле.

Когда добрались до озера, оно служило ориентиром, я 20 минут сидела на камне и теребила голыми ножками ягель и мох. Руки тряслись, ноги вообще не держали. А впереди — еще восемь километров до базы спасателей. Примерно за три километра до нее встретили группу туристов. Они нам выдали, мол, придёте если раньше, «забейте» там для нас баню. Мы отшутились, что сначала мы в баньке помоемся. Этого говорить не стоило, ибо началось противостояние... Но в этой гонке мы их «сделали».

Под конец пути у меня разболелась голова, приходилось останавливаться и отдыхать каждые 5–10 минут. И тут мы встретили туристов, готовивших барбекю. Все бы ничего, до фига кого мы видели и встречали, но эти в лоб нам выдали:
— Вы из Уфы?
Мы так знатненько опешили, кивнули, а нам в ответ:
— Вас на базе так ждут, так ждут!
Как выяснилось позже, спасатель Вася, находившийся на базе, очень беспокоился о нас, и всех приходящих спрашивал, не встречали ли они их. Так что нас все знали уже заочно. Как только пришли, просто рухнули в домике спасателей. Нас накормили, комнату подготовили, чаем отпоили, баню сделали. Ну просто чума!
День седьмой. Свадьба и отравление
18 августа. Застряли на базе спасателей — Александра отравилась, поэтому решили никуда не идти. Сутки она провалялась. Мы там за нее переживаем, а она такая:
— Да зашибись, наконец отоспалась. Ещё и схуднула, чудесный день!

А я ела за двоих. Сначала мы приготовили солянку с лосятинкой, я умяла целых две тарелки. Меня накормили креветками-мутантами, такие они большие были, а потом вкусным пловом, который готовился в казане часов шесть. И пока Саня там худела, я объедалась так, что в наш домик не пришла, а прикатилась.

Заниматься мне было совершенно нечем. Тут Вася, увидев меня скучающую, нашел для меня применение. На базу приехал спасатель с супругой, у которых в этот день была годовщина свадьбы, и им нужно было запечатлеть сие событие. Так как Вася пристально наблюдает за работой нашего отряда в соцсетях, он знает, что я неплохо фоткаю, поэтому определил меня к ребятам.

День восьмой. Прогулка с Баем
19 августа. Пошли на Академическое озеро через перевал Южный Рисчорр. В прошлом году перевал сманил нас с тропы, и мы перлись по вертикали по сплошному курумнику, а «на десерт» нас ждал плотный туман, дождь и ветер. В этот раз обошлось только штормовым ветром. Это был кошмар, у меня улетали палки, порывами периодически реально сдувало.

Вместе с нами отправился и пес спасателей по кличке Бай. Песель проверенный — в прошлом году ходили с ним на перевал Северный Чоргорр, не подвёл. Но в этот раз что-то пошло не так.

По пути к перевалу Бай облаял всех встречных туристов. А на верхнем плато сбежал. Бросил на произвол судьбы! Но долго горевать не пришлось: у нас продолжалась неравная борьба с ветром, который теперь дул в спину, и под горку с ним идти было очень некомфортно, ибо не закрепишься: порыв — и ты уже летишь по склону.

Путь занял 7 часов. На базу вернулись измотанными.
День девятый. «Увековечили Уфу в Хибинах»
20 августа. Нас ждала ещё пара дней горно-долинной, палаточно-горелочной жизни, но мы завязли на Куэльпорре. Реально, я как в Обломовку попала: размеренный образ жизни: поел, полежал, погулял, и все по кругу.

Решили задержаться в лагере, ради этого сократили маршрут. Заодно решили исправить несправедливость. Ещё в прошлом году мы жаждали отыскать среди тучи табличек с городами и странами, которыми облеплены ворота Куэльпорра, Уфу или Башкирию, но все было не до того. В этот раз времени было вагон. Изучили таблички: Казань есть, аж целых две штуки, а Уфы нет! Взяли на базе стамески, молоток, фигурную табличку и принялись за работу.

Сначала Сайка прорисовала «три шурупа», потом я прошлась по эскизу стамеской. Затем, разделив буковки по-братски, мы аккуратно сняли выдолбленный внутренний слой древесины. Тут Вася подошёл с творческой стороны и обжёг нам табличку. Осталось только пройтись наждачкой, и все — «шурупы» готовы быть увековеченными! Мало того, мы провели подробный фонетический инструктаж, как это правильно читается. Ребята вроде даже запомнили.

Табличку установили на новый столб. И тут стало интересно — бывали ли туристы из Башкирии на Куэльпорре раньше. Я самолично пролистала журнал регистрации за последние три года — земляков не нашла. Так что, возможно, что мы первопроходцы на северных.
День десятый–одиннадцатый. День сна и удивительные открытия
21 августа. Покинули Хибины. Вася договорился о трансфере, с гор спустились с комфортом. И отправились в Кировск — хотели сходить в Музей камня и на близлежащие перевалы. Не тут-то было. Мы зашли в номер, и все — вышли только тогда, когда приехала доставка еды. Мы целый день спали, потом вставали поесть и снова спали. Обломовка не отпускала.

22 августа. В 11 утра поехали в Апатиты, оттуда вечером — домой. Напоследок зашли в кафе — отведать северных блюд. Я решила заполнить себя треской и стейком из оленины, Сая — палтусом и оленинкой. Но что-то пошло не так. Все было ужасно — олень вонял, был пережаренным и недожаренным одновременно, треска — резиновой, картошка — полусырой. Чтоб так накосячить, надо очень постараться.

В тоске отправились в сувенирную лавку, потратили почти все оставшиеся сбережения. Сами Апатиты не впечатлили: ничего интересного не нашли за время бесцельного и цельного брожения по нему. Тот же Кировск, на мой взгляд, куда милее и уютнее. Вечер спас творческий центр. Мы забрели туда совершенно случайно: топали в сторону вокзала, как вдруг в арке заметили какое-то здание с надписью «Арт», а дальше слово обрывалось. Нас туда прямо потянуло. И вот вообще не зря. Творческий центр «АртАрктик.лофт» — это что-то вроде музея, мастерской, выставочного зала и самого милого места в Апатитах, причем с милейшими людьми в придачу.

День двенадцатый–пятнадцатый. Путь домой
23 августа. На вокзале — за несколько часов до отправления поезда. Мы заранее вышли на перрон, осмотрелись, решили, что далековато стоим, поэтому ещё прошли по направлению поезда. И поезд остановился так, что перед нами оказались крайние вагоны. К своему пришлось бежать, и это — со всем скарбом и в походной обуви! Соседи оказались почти ничего: один парень нам здорово помог с вещами, все растолкал по полкам, а вот второй, был явно бухеньким и жаждал общения. Мой суровый вид и чугунный взгляд его отметелил сразу, а вот Сае повезло меньше: часа полтора, если не больше, на уши ей «приседал».
Наутро сосед протрезвел, но общительности в нем не убавилось. Я не была настроена на длительные беседы, поэтому спутник раздражал. А Сая опять всю дорогу спала. Просто периодически вставала, тыкала ее в бок, чтобы проверить, — она там вообще живая? Это спящее создание либо бурчало что-то, либо шевелилось, и я возвращалась к себе злая.
24 августа. В Москве. Времяпрепровождение было тягостным, уже хотелось домой, это состояние между-между начало утомлять. Тем более что приезжали мы в воскресенье вечером, а в понедельник уже на работу.
25 августа. Наш клуб «Отбрось копыта» в полном составе благополучно вернулся в Уфу.
В июле о своем путешествии по горам Южного Урала корреспонденту UFA1.RU рассказал уфимский путешественник Олег Чегодаев. Также он поделился фотографиями со встречи с лосями и рассказал о ней.
Хотите рассказать о своем путешествии? Присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.