Башкирский город Октябрьский славится не только нефтянкой и керамикой, но и спидвеем. Сегодня, конечно, местная команда гонщиков находится в сложном положении, однако спортсмены полны решимости возродить былую славу.
В этом материале мы познакомим вас с основными вехами истории спидвея в городе и расскажем о том, какие спортсмены сделали его знаменитым по всей стране и за ее пределами.
При подготовке этого материала использовались сведения из интерактивной энциклопедии «Башкортостан», с официального сайта и соцсетей спортивного клуба. Иные источники указаны в тексте отдельно.
Вырвались вперед
История спидвея в Октябрьском началась уже давно — аж в шестидесятых. Старт развитию этой спортивной дисциплине дало открытие мототрека на местном стадионе «Нефтяник». Запустили трассу в августе 1962 года, когда здесь состоялись международные соревнования с участием советских и австрийских гонщиков.
Уже в следующем году была сформирована объединенная команда уфимских и октябрьских гонщиков «Девон», в которую вошли Риф Юлбарисов, Михаил Ворсин, Усман Гилязетдинов. С 1964 по 1969 год октябрьские спортсмены принимали участие в отдельных соревнованиях, однако городской команды так и не появилось.
Восходящие звезды, такие как Михаил Старостин, перебирались в Уфу и другие города. В 1970 году в Октябрьском был создан мотоклуб «Буровик» при тресте «Туймазабурнефть», который через два года переименуют в «Нефтяник». В этот момент пришел спидвейный тренер Николай Платонов, который сделал Октябрьский одним из центров советского спидвея.
Как рассказывал «Башинформ», Платонов «набрал совершенно зеленой молодежи и посадил ее на кучу металлолома, привезенного из Уфы», а уже через несколько лет новички оказались в сборной страны. В 1978 году «Нефтяник» победил в первой лиге, гонщик Айрат Файзуллин стал чемпионом СССР среди юниоров, в 1979 году завоевал серебро чемпионата Европы среди юниоров, победив американского чемпиона Рона Престона.
Тогда же, в 70-х, шефство над командой взяло объединение «Башнефть». Значительную роль в становлении команды сыграли начальник Юрий Храмов, тренеры Николай Кизимов, Зайтун Гафуров, а впоследствии — Равиль Гатиятов, под руководством которого с 1987 года и последующие 15 лет октябрьские спортсмены добились своих наивысших успехов.
Помимо уже упомянутых Юлбарисова, Ворсина, Гилязетдинова и Файзуллина, в «Нефтянике» в эти и последующие годы состоялись такие известные спортсмены, как Ринат Марданшин, Флюр Калимуллин, Игорь Зверев, Денис Гизатуллин и многие другие. Многие выходцы из октябрьской команды получили известность как внутри страны, так и за ее пределами.
Держали темп
С 1991 года спонсором команды стала местная строительная компания «Стронег» под руководством Виктора Старченко. Клуб сменил название на СК «Строитель», и в течение ближайших трех лет три раза подряд становился серебряным призером чемпионата страны.
Однако к 1995 году кризис подкосил и «Стронег» — спонсор больше не мог продолжать финансировать спидвей, поэтому октябрьские гонщики разъехались в поисках лучших мест, покинул город и тренер Гатиятов. Он, как и многие спортсмены из «Строителя», перешел в уфимскую команду «Лукойл-Башкортостан» при спортивно-коммерческом центре «Башкирия». Впрочем, совсем уж родной трек совсем покидать не пришлось, так как домашние встречи продолжали проводить в Октябрьском.
В 1997 году топ-менеджмент «Лукойла» принял решение перенаправить спонсорские усилия с Уфы на Октябрьский, что позволило возродить местную команду под новым названием — «Лукойл». Финансовая поддержка топливного гиганта позволила спортсменам обзавестись современным офисом, микроавтобусами Volkswagen и большим автобусом Mercedes, новыми мотоциклами «Ява», специальной техникой для подготовки трека. Обновили и сам стадион «Нефтяник».
В конце девяностых и начале двухтысячных команда продолжила добиваться высоких результатов, хотя и стала уступать принципиальному сопернику — тольяттинской «Мега-Ладе».
Закат «Лукойла» начался в середине нулевых: в 2006 году команду покинули ее лидеры Ренат Гафуров, Семен Власов и Эдуард Шайхуллин, в 2007 году ушли Максим Калимуллин (сын Флюра Калимуллина и племянник Фарита Калимуллина — тоже больших звезд спидвея) и Андрей Карпов. Как честно признавались представители клуба в своих соцсетях, спортсмены уходили в основном по финансовым причинам, а обескровленная команда уже не могла блистать как прежде.
К 2008 году «Лукойл» перестал быть спонсором спидвея в Октябрьском, в связи с чем клуб снялся с чемпионата России. Он вернулся на соревнования уже как СК «Октябрьский» в 2010 году. Произошло это при поддержке и инициативе Эдуарда Шайхуллина. Однако финансовые проблемы ограничивали возможности команды, что в итоге привело к ее расформированию в 2013 году.
Оставили след
На базе СК «Октябрьский» был создан спортивно-технический клуб с тем же названием под руководством Александра Латыпова. К 2017 году он стал возвращаться в большой спорт, а в 2019 году переименовался в СТК «Башкирия». Проблемы, однако, так и не были полностью решены. В мае 2024 года в соцсетях клуба появилась ссылка на петицию, а по существу — отчаянный крик о помощи.
— Когда-то в стране было несколько десятков спидвейных команд. Два из них — башкирские клубы «Салават» и «Октябрьский», — сказано в ней. — Если клуб «Салават» прекратил свое существование, то Октябрьская дружина СТК «Башкирия» пытается изо всех сил выжить на сегодняшний день. Финансовое положение клуба находится за чертой бедности, клуб погряз в долгах за прошлый сезон, так как нет стабильного финансирования со стороны правительства республики.
В петиции также написано, что в Башкирии у команды есть множество болельщиков, а в Октябрьском спидвей уже стал своего рода «визитной карточкой» — в городе формируются настоящие династии болельщиков, «деды водят на гонки своих внуков». Главный редактор UFA1.RU Антон Селиверстов, сам уроженец Октябрьского, рассказал, что для города этот вид спорта действительно — как минимум был очень важен.
— В те времена команда (она тогда называлась «Лукойл») была гордостью города, — поделился он. — В дни гонок, казалось, весь Октябрьский затихал и жизнь сосредотачивалась на стадионе, такое это было событие. Трибуны были забиты до отказа, на входе было не протолкнуться, люди, которым не достались билеты, лезли через забор, дети залезали на деревья, чтобы посмотреть заезды, даже крыши и балконы соседних домов были заполнены. Каждая гонка заканчивалась скандированием всех трибун: ««Лукойл» — чемпион!»
Гонщиков, вспомнил он, знали все — они были звездами для города со стотысячным населением и их «были готовы носить на руках».
— После гонок фанаты пытались прорваться к ним в боксы, чтобы взять автограф, — рассказал он. — Во дворах дети на великах устраивали такие же гонки, подражая кумирам. Имена Рината Марданшина и Михаила Старостина в Октябрьском знал каждый мальчишка, и многие мечтали стать таким же крутыми мотогонщиками.
30 мая 2024 года появились первые обнадеживающие новости — представители клуба сообщили в соцсетях, что правительство республики и администрация города «начали процесс поиска решений проблем клуба».
— Уважаемые болельщики! Ваши просьбы о помощи не остались незамеченными, — прокомментировали это в СТК «Башкирия». — О каких-либо результатах будет сообщено дополнительно!
Читайте также нашу статью о том, как в Уфе появился ипподром «Акбузат» и сколько денег на него потратили.