Наука Александр Чернощекин, директор департамента корпоративных продаж Промсвязьбанка: «Мы ожидаем повышения процентных ставок на рынке корпоративного кредитования, однако по ряду продуктов ставки останутся без изменения»

Александр Чернощекин, директор департамента корпоративных продаж Промсвязьбанка: «Мы ожидаем повышения процентных ставок на рынке корпоративного кредитования, однако по ряду продуктов ставки останутся без изменения»

Сейчас уже практически не осталось сомнения в том, что российская экономика и банковская система будут затронуты кризисными волнами из-за рубежа. Соответственно, вырастет спрос на деньги и будут повышаться процентные ставки. Для вкладчиков это хорошая новость, а для заемщиков, скажем так, не очень. О доступности кредитных ресурсов в условиях турбулентности на рынках капитала мы беседуем с Александром Чернощекиным, директором департамента корпоративных продаж Промсвязьбанка.

– Что происходит на рынке корпоративного кредитования, как вы оцениваете динамику спроса, и какие тенденции сейчас уже можно прогнозировать?

– В целом, спрос на кредитование в корпоративном сегменте сохраняется, что обусловлено как традиционно высокой активностью участников рынка в четвертом квартале, так и опасениями в отношении дальнейшего роста процентных ставок.

Что касается ликвидности, то ситуация на внешних и внутренних финансовых рынках не простая, осенью многие банки, в том числе и мы, были вынуждены пересматривать процентные ставки в сторону увеличения. Использование различных инструментов фондирования позволяет нам максимально сдерживать рост ставок, а по ряду кредитных программ ставки остались без изменений.

Для этого мы уделяем большое внимание отношениям с зарубежными банками и международными финансовыми организациями. Сотрудничество с ними, наша деловая репутация позволяют клиентам в конечном итоге не только застраховать коммерческие риски по международным операциям, но и получить финансирование по более привлекательной стоимости, чем обычно предлагают российские банки. Это касается как долгосрочного финансирования (сделки от 3 до 12 лет), так и торгового (сделки до 3-х лет). Так, осенью мы привлекли синдицированный кредит от западных инвесторов на сумму 350 млн долларов США. Это позволяет нам сохранять для клиентов конкурентные условия по торговому финансированию их бизнеса даже в условиях нестабильности рынка.

Конечно, нам не просто конкурировать с государственными банками во всех сегментах рынка, однако есть сегменты, где наши позиции традиционно сильны – это работа с крупными и средними корпоративными клиентами, лидерство в области факторинга, торгового финансирования.

– Насколько в регионах востребовано международное финансирование?

– Финансовая грамотность российских предприятий с каждым годом растет, компании научились считать деньги, многие понимают, что можно значительно сократить издержки за счет использования инструментов, альтернативных стандартному кредитованию.

Международное финансирование – один из таких инструментов. С его помощью финансируются любые импортные поставки – от сырья и товаров народного потребления до техники и оборудования. Отраслевая структура подобных сделок представлена машиностроением, металлургией, химией и нефтехимией, пищевой промышленностью, оптовой и розничной торговлей и прочими сегментами. Этим же инструментом легко воспользоваться и экспортерам, получив средства на предэкспортное производство до момента реализации товара.

При этом важно понимать, что международное финансирование используется не только предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность. В нашем портфеле большая доля сделок по приобретению оборудования, есть сделки, связанные со строительными работами, выполняемыми иностранными генподрядными компаниями. С помощью международного финансирования наши клиенты приобретают оборудование, технологические линии, ремонтируют производственные фонды и научно-исследовательские судна.

Международное финансирование используется при реализации новых проектов, модернизации действующих производств или при запуске новых производственных площадок. Поскольку все долгосрочные сделки мы финансируем за счет ресурсов иностранных банков, наши клиенты получают возможность значительно снижать расходы на реализацию своих инвестиционных проектов. Если говорить предметно, то «длинные» заемные средства привлекаются на приобретение капитальных импортных товаров (оборудование, производственные комплексы и технологические линии и тому подобное) и сопутствующих услуг (шефмонтажа, строительства, проектирования и тому подобного), оказываемых иностранными генподрядчиками.

– Вы говорили, что по ряду кредитных программ ставки остались без изменений…

– Сегодня мы реализуем две совместные программы, ставки по которым остаются доступными и сохраняются без изменений. При сотрудничестве с МСП-Банком (бывший РосБР) мы реализуем программу, направленную на модернизацию и переоснащение российских предприятий, повышение энергоэффективности производства.

В рамках реализации этой программы важно отметить еще одно направление – поддержка инноваций. Это направление является крайне важным для нас с точки зрения реализации инновационного потенциала и поддержки конкурентоспособности российских предприятий.

С Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) мы реализуем совместную программу «Стимул», направленную на увеличение объемов кредитования строительства жилья эконом класса, без рисков недофинансирования и нереализации жилья.

Эта новое для нашего Банка направление, которое интересно тем, что Агентство, с одной стороны, предоставляет доступное финансирование, а с другой, снижает риски, связанные с нереализацией жилья.

– Одно из ваших лидерских направлений – это факторинг. Продолжает ли на него расти спрос и почему он так стал популярен во время кризиса?

– Спрос на него продолжает расти. Мы называем факторинг инструментом быстрого реагирования. Одним из главных преимуществ факторинга является возможность своевременно увеличивать размер получаемого финансирования. По мере роста объемов продаж растет потребность в дополнительном финансировании. В случае недостаточности ранее установленного лимита финансирования в Промсвязьбанке оперативно принимают решение о возможности увеличения лимита до необходимого уровня. Второе преимущество, которое позволило в кризис многим предприятиям продолжать работу, заключается в том, что это беззалоговый инструмент.

Благодаря своей универсальности факторинг применим практически ко всем отраслям. Основной клиент по факторингу – торговая компания, чаще всего не имеющая возможности получить значительные кредитные ресурсы для финансирования растущего бизнеса, но обладающая таким активом, как дебиторская задолженность. Продавая такую задолженность, компании получают необходимый объем факторингового финансирования. Однако одной из наших главных особенностей является готовность к финансированию не только торговой отрасли, но и промышленных предприятий, а также бизнеса из других отраслей. Мы всегда подбираем наиболее выгодные механизмы сотрудничества для каждого клиента, и открыты для диалога с предприятиями различных масштабов. Главное – иметь устойчивое финансовое положение и жизнеспособный проект.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем