Факторинг в России становится привычным финансовым продуктом для многих предприятий. Согласно данным «Эксперт РА», объем рынка факторинга по итогам 2010 года вплотную приблизился к 500 миллиардам рублей, опередив по динамике роста другие инструменты финансирования. О том, почему факторинг развивается такими стремительными темпами и за что его оценили в регионах, мы беседуем с вице-президентом, директором департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктором Носовым и руководителем по развитию факторинга Уфимского филиала Промсвязьбанка Дмитрием Егоровым.
– Виктор Александрович, вы в Промсвязьбанке с нуля развивали это направление, с 2002 года. Что помогло вам добиться таких внушительных результатов?
Виктор Носов: Да, я уже почти 9 лет вместе с Промсвязьбанком осваиваю этот рынок. Главная причина успеха – это сам факторинг, уникальность этого продукта. Только сегодня многие начинают понимать, что это не только финансирование или упрощение работы с дебиторами. Благодаря активному проникновению в сегмент среднего и малого бизнеса, факторинг сегодня используется абсолютно в разных бизнес-процессах: начиная от наращивания клиентской базы и заканчивая управлением стоимостью продукта.
– Хотите сказать, факторинг начали активно использовать компании малого и среднего уровня?
В.Н.: Спрос на факторинг со стороны МСБ растет уверенными темпами. В Промсвязьбанке за 2010 год объем денежных требований, уступленных нам предприятиями МСБ, вырос на 26%. Нас и в этом сегменте признали лидирующим фактором (по данным «Эксперт РА» по итогам 2010 года. – Прим. авт.). Естественно, такой прирост объясняется еще и нашей региональной экспансией. У нас почти 250 офисов продаж по всей стране, и в каждом городе присутствия Промсвязьбанк предоставляет факторинговое обслуживание.
Руководитель уфимской компании «Башагроинтер» Юрий Замесин: «Факторинг помогает нам решать проблему с недостаточностью оборотных средств в период межсезонья. Безусловно, стоимость услуги снижает нашу доходность, но за счет увеличения оборота в конечном счете мы зарабатываем больше. Благодаря постоянному сотрудничеству с Промсвязьбанком мы смогли увеличить свою долю присутствия на рынке. Поэтому для нас факторинг является движущей силой, фактором роста и уже привычным инструментом в арсенале нашего предприятия».
– Дмитрий, в Уфе факторинг пользуется спросом в сегменте среднего и малого бизнеса?
Дмитрий Егоров: Да, растущий спрос на факторинг в этом сегменте актуален и для нашего региона. Многие компании начали активнее использовать факторинг для замещения коротких кредитов на беззалоговой основе.
– На ваш взгляд, почему региональному бизнесу стал так интересен этот инструмент?
Д.Е.: Факторинг – это беззалоговое финансирование, и с его помощью легко решить проблему пополнения оборотных средств, получения денег на развитие бизнеса, привлечения новых клиентов. А в региональных компаниях стоит остро проблема отсутствия достаточного объема активов для залогового обеспечения кредита.
В.Н.: Факторинг – это инструмент интенсивного роста: с помощью факторинга можно увеличивать оборачиваемость, осваивать новые рыночные ниши, расширять географию продаж. Поэтому сегодня этому инструменту отводится значительная роль в диверсификации источников финансирования малых и средних компаний. К тому же управление дебиторской задолженностью, которое фактор берет на себя, позволяет снижать потери от несвоевременных оплат. Кстати, не все клиенты идут к нам за дополнительными средствами, некоторые работают с нами именно в целях управления своей дебиторкой.
– Торговые компании каких рыночных сегментов чаще пользуются факторингом?
В.Н.: В целом, факторинг может использовать любая компания, в договорах поставок которой предусмотрена отсрочка платежа, а поставки осуществляются на регулярной основе. В идеале на конце факторинговой цепочки почти всегда стоит розница. Наибольшая доля оборота традиционно приходится на оптовую торговлю – по итогам 2010 года более 60%. Почти половину доли этой группы занимают компании, торгующие компьютерами и комплектующими, оргтехникой, мобильными телефонами и бытовой техникой. Четвертая часть приходится на торговлю продуктами питания и алкогольными напитками, и ориентировочно 8-9% – доля непродовольственных товаров (бытовая химия, косметика, парфюмерия).
– Какие из схем факторинга наиболее востребованы?
В.Н.: Однозначно факторинг с регрессом. До сих пор схема, при которой клиент несет ответственность за исполнение дебитором требований по оплате поставленной продукции, самая популярная. Однако в текущем году мы намерены наиболее активно развивать факторинг без регресса. По этой схеме работает большинство факторов на Западе, но в России эту услугу предоставляют пока лишь единицы. Такой факторинг стоит дороже, но при этом банк полностью защищает компанию от риска неоплаты товара покупателем. При безрегрессном факторинге банк полностью берет этот риск на себя.
ОАО «Промсвязьбанк» – один из ведущих российских частных банков с активами в 467 миллиардов рублей и собственным капиталом в 51,9 миллиарда рублей (по состоянию на 01.04.2011 согласно предварительным данным по РСБУ). Промсвязьбанк работает на рынке факторинга с 2002 года, предоставляя клиентам комплекс высокотехнологичных финансовых услуг по всем видам факторинга – внутреннего (с регрессом и без регресса) и международного (экспортного с регрессом и без регресса и импортного). С 2006 года, по данным «Эксперт РА», Промсвязьбанк лидирует среди банков по объему уступленных денежных требований, с 2008 года занимает первое место среди банков и факторинговых компаний. С 2003 года входит в международную ассоциацию Factors Chain International. Промсвязьбанк – лауреат премии «Финансовая элита России – 2010» в номинации «Гран-при: факторинговая компания пятилетия».
Д.Е.: У нас растет спрос среди поставщиков в сети, поскольку для таких компаний действует специальное предложение с возможностью финансирования до 95% от суммы поставки. Ставка комиссий действует минимальная. Промсвязьбанк работает практически со всеми торговыми сетями, и наши партнерские отношения помогают очень быстро принимать на факторинговое обслуживание поставщиков.
– В чем выгода в работе с факторингом в сравнении со стандартными кредитными инструментами?
В.Н.: Во-первых, высокий уровень ликвидности по-прежнему остается главным требованием к залогам при рассмотрении кредитных заявок. Во-вторых, устанавливая лимит по кредиту, банк исходит из текущего финансового положения предприятия и его истории. А для качественного и быстрого роста компании необходимы оборотные средства. Если их мало, то предприятия испытывают финансовые затруднения: снижение оборачиваемости, кассовые разрывы и так далее. А мы финансируем клиентов под будущие потребности, к тому же без залогов. Поэтому этот инструмент актуален для любого уровня бизнеса, главное – понять его преимущества и использовать их по максимуму, решая абсолютно разные бизнес-задачи.
Фото: Фото предоставлены пресс-службой Промсвязьбанка