Не секрет, что сегодня банк УРАЛСИБ – одна из самых заметных финансовых структур как на рынке России, так и на рынке Башкирии. Согласно рейтингам РБК, банк входит в тройку лидеров по кредитованию малого и среднего бизнеса, количеству собственных банкоматов и объему эмитированных пластиковых карт. По данным банковских рейтингов, ОАО «УРАЛСИБ» находится в топ-10 крупнейших банков по объему чистых активов, по объему кредитов, выданных физическим лицам, а также по объему депозитов физических и юридических лиц.
Какие задачи ставятся банком на сегодняшний день, можно ли говорить об оживлении ипотечного рынка, какие уникальные продукты банк готов предложить жителям Башкирии – на эти и другие вопросы 102banka.ru отвечает исполнительный директор – руководитель Приволжской региональной дирекции банка УРАЛСИБ Айрат Исхаков.
- Айрат Юлаевич, какие продукты являются для банка локомотивными, приоритетными в этом году?
- Основным локомотивным продуктом розничного бизнеса в этом году является ипотека. В 2011 году мы возлагаем большие надежды на этот продукт, так как эксперты отмечают рост у населения спроса на квартиры, на жилье, в частности, на вторичное жилье.
Кроме ипотеки банк намерен еще больше укрепить свои позиции в автокредитовании и потребительском кредитовании. Для этого в этом году банк значительно снизил процентные ставки по ипотеке и автокредитам, снизил размер первоначального взноса, значительно смягчил требования к потенциальным заемщикам. Кроме того, банк является участником большого количества специальных программ с ведущими мировыми автопроизводителями, такими как Фольксваген, Форд, Шкода, Хюндай, ВАЗ и другие, предоставляя заемщикам кредиты на льготных условиях.
Среди обширной продуктовой линейки кредитных продуктов для малого бизнеса мы выделяем также три локомотивных продукта: «Бизнес-Ипотека», «Бизнес-Инвест», «Бизнес-Авто». Данные продукты наиболее приоритетны. Мы рассчитываем, что с помощью наших предложений малые предприятия и предприниматели смогут расширить свой бизнес, увеличить производственные мощности, приобрести большее количество транспортных единиц.
- Вы отметили, что снижены процентные ставки по ипотеке и автокредитованию. Обозначите основные условия кредитования по данным направлениям?
- К примеру, минимальная ставка по ипотеке банка в рублях составляет сегодня 11% годовых, первоначальный взнос – 10%, максимальный срок кредита – 30 лет. К слову, ипотека до кризиса была дороже. По автокредитам минимальная ставка банка составляет от 9% в валюте и 11,5 % в рублях, минимальный первоначальный взнос – 15%, а максимальный срок кредита – пять лет.
- Пользуется ли спросом ипотечное кредитование строящегося жилья?
- Как известно, строительная отрасль сильно пострадала от кризиса. Довольно большая часть застройщиков пока пребывает в тяжелом состоянии, поэтому основной упор мы делаем на вторичный рынок. Однако и на первичном рынке наметилось оживление. У нас заключены договора с надежными застройщиками, такими как МУП ИСК, ООО «Жилстройинвест», Фонд жилищного строительства. Квартиры в возводимых ими объектах можно купить с помощью нашего ипотечного кредита.
- Сейчас правительство республики анонсирует ряд мер по оживлению ипотечного рынка кредитования, к примеру, субсидирование процентной ставки по ипотеке. Готов ли УРАЛСИБ участвовать в этих программах на местном уровне?
- Мы готовы участвовать в программах. Отмечу, что через дочерний банк «Башпромбанк» мы активно и давно кредитуем так называемое социальное жилье. Ставки по кредитам на покупку социального жилья ниже, чем в целом по рынку. Мы продолжали кредитование по этой программе даже в условиях кризиса.
- Изменился ли спрос на кредиты в этом году со стороны малого бизнеса? Назовете среднюю сумму кредита?
- В первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост кредитования в этом сегменте более чем в два раза. Возросла средняя сумма кредита. Так, в первом квартале прошлого года она составляла 1,07 миллиона рублей, а в первом квартале 2011 года составила 1,76 миллиона рублей, то есть средняя сумма выдаваемого кредита увеличилась на 64%.
В прошлом году спрос был не высоким, потому что все были напуганы кризисом и, прежде чем брать кредит, более тщательно обдумывали свои шаги. Кризис научил многих, в том числе и предпринимателей, рачительности, экономии и финансовому планированию.
- Ваш клиент-предприниматель – кто он? Чем занимается?
- Чтобы запустить производство, нужны серьезные вложения, нужен первоначальный капитал. Российские банки не кредитуют, как известно, старт-апы. На Западе складывается такая же ситуация. Поэтому большинство субъектов малого бизнеса сконцентрировано сегодня именно в сфере торговли и услуг. Наш банк не исключение, большую часть кредитного портфеля составляют предприятия именно этих сфер. При этом мы разработали продукты-локомотивы для привлечения в банк предприятий сферы производства, услуг, пассажирских и грузовых перевозок.
- На какие нужды сейчас люди в основном берут потребительские кредиты?
- Цели, на которые люди берут потребительские кредиты, сильно не изменились. Они все те же, что и до кризиса: ремонт жилья, приобретение дачи или садового участка, покупка автомобиля, приобретение мебели и дорогостоящей бытовой техники.
- В буклете по потребительским кредитам УРАЛСИБА указан контакт агента. Кто это Значит ли это, что можно оформить кредит через агента и не нужно ходить в банк?
- Агент – это специально обученный нами человек, работающий с банком по агентскому договору. Он может провести первичную консультацию, помочь клиенту выбрать наиболее удобный и выгодный кредит. Также он может выехать на дом или на работу для того, чтобы помочь с заполнением документов, необходимых для получения кредита, затем отнести их в банк и сообщить о решении банка. Если оно положительное, агент сообщит клиенту, когда нужно будет прийти в банк для подписания кредитного договора и получения кредита. Для клиентов услуги таких агентов совершенно бесплатны. Расходы по мотивации агента берет на себя полностью банк.
- Если человек является клиентом банка, может ли он рассчитывать на какие-либо льготы при получении кредита?
- Если человек является клиентом нашего банка, то есть имеет положительную кредитную историю, работает в предприятии, находящемся на обслуживании по зарплатному проекту, является вкладчиком и тому подобное, то при получении кредита для него предусмотрены льготы в виде пониженной процентной ставки и меньшего пакета документов. К примеру, если предприятие, где вы работаете, обслуживается в банке, то для получения кредита вам потребуется всего лишь паспорт. Всю остальную информацию банк сам соберет за вас.
- Каков ваш прогноз роста кредитования физических лиц и малого бизнеса в нынешнем году?
- По рознице в нынешнем году мы прогнозируем двукратный прирост продаж.
С уверенностью можно сказать, что этот год станет знаковым и для малого бизнеса.
В период подъема экономики, после кризисного спада, возросла покупательская способность населения и спрос на услуги (рестораны, салоны красоты, автосервисы и так далее), что в свою очередь привело к активизации малых предприятий и предпринимателей. Те предприятия, что уцелели после кризиса, нуждаются в расширении своего бизнеса, покупке новых помещений, оборудования или транспорта, для этих целей УРАЛСИБ разработал специализированные продукты, о которых я уже говорил ранее.
Также банк УРАЛСИБ на сегодня активно сотрудничает с РосБР в части поддержки малого бизнеса, что позволяет нам предоставлять кредиты субъектам малого бизнеса по привлекательной процентной ставке. Поэтому мы ожидаем рост продаж продуктов для малого бизнеса в 2011 году на 30%.
- Согласны ли вы с мнением, что ставки по депозитам сейчас достигли дна?
- В принципе, я согласен с данным утверждением. Наш банк недавно по ряду вкладов ставки даже увеличил – это уже соответствующий тренд. И связан он с ростом кредитования. Так, если анализировать основные показатели за прошлый год, то у банков отмечались значительные избытки ликвидности. С одной стороны, было мало предприятий, которые подходили по своему финансовому состоянию для выдачи им кредитов. С другой стороны, сами же предприятия не торопились брать кредиты. В-третьих, не работала ипотека, не продавались квартиры. Количество продаж автомобилей в кредит также было минимальным, поскольку мировые производители автомобилей ставили перед собой планы кризисные, сокращенные.
Сегодня же предпринимательская активность стала расти, больше начали выдавать кредитов. Излишков ликвидности уже нет, банки стали конкурировать друг с другом за вкладчика, подняли ставки по депозитам. В дальнейшем мы будем следить за тенденциями рынка.
- Изменился ли с начала кризиса среднестатистический портрет клиента банка?
- Сильно не изменился, но заметно, что клиент стал более грамотным в финансовом плане, стал более трезво оценивать свои финансовые возможности, стал более разборчив при выборе банка и услуг, стал предъявлять повышенные требования к качеству обслуживания. Это очень радует нас
- Какие новые продукты для частных лиц банк планирует запустить в этом году? Или какие интересные, необычные продукты уже есть?
- Из категории уникальных или эксклюзивных продуктов банка можно назвать телефонную карту, которая пользуется большой популярностью у клиентов. Ее уникальность состоит в том, что при ее использовании в расчетах за покупки, на сотовый телефон клиента (его родственника, знакомого) перечисляется довольно существенный денежный бонус (3% от суммы покупки по кредитной карте и 1% – по расчетной, дебетовой).
Кроме того, сейчас, в целях оживления интереса граждан к ипотеке, проводим довольно интересную акцию. Ее суть заключается в том, что за каждого несовершеннолетнего ребенка в семье, ставка по ипотечному кредиту, оформленному в период акции, будет снижаться на 0,5% годовых в течение всего срока кредита. Акция будет длиться до 31 июля.
- Розничные банки сегодня стремятся активно развивать дистанционные каналы обслуживания. Что делает УРАЛСИБ в этом направлении?
- Банк продолжает активно развивать свою банкоматную сеть, которая на сегодняшний день является третьей в России по своему размеру. С помощью банкомата УРАЛСИБа, кроме выдачи наличных, можно сменить пин-код карты, сделать перевод с карты на карту, оплатить сотовый телефон и коммунальные услуги, подключится к дополнительным услугам, предоставляемым банком.
Сейчас мы активно развиваем сеть платежных терминалов, с помощью которых клиенты банка могут наличными погашать кредиты, осуществлять коммунальные платежи и переводы. Продолжаем совершенствовать свой Интернет Банк, даже несмотря на то, что УРАЛСИБ уже является одним из лидеров в России по количеству подключенных клиентов к этой услуге.
- С кем вы сейчас конкурируете?
- В Башкирии мы конкурируем в основном только со Сбербанком России, поскольку, если сравнивать по уровню развития сети, то мы единственные два банка, сопоставимые по этому показателю. Если рассматривать в целом по России, то нашими конкурентами выступают такие частные банки, как Альфа Банк, Промсвязьбанк и другие.
- Многие банкиры изучают конкурентов, становясь их клиентами. Вы пользуетесь продуктами других банков?
- Нет, я обслуживаюсь только в нашем банке, потому что УРАЛСИБ предоставляет один из самых широких спектров услуг. У меня даже такой потребности нет, я об этом даже не думал. Правда, мне какой-то агент сумел вручить карту другого банка, я так ее и не активизировал. На этом все и ограничилось.(Улыбается). Я патриот банка УРАЛСИБ.