А вы бывали когда-нибудь в центральном деньгохранилище Национального банка Республики Башкортостан? Именно такую экскурсию мы собираемся сегодня вам предложить.
Каждый человек, наверное, представляет себе помещение для хранения денег в банке в виде холодного и темного подвала с толстыми стенами и огромными решетками. Примерно этого ждали и мы от главного помещения старого здания банка – комнаты для хранения денег. Оказалось, что и решетки на месте, да и стены довольно крепкие, но само помещение, где много лет находились главные денежные запасы всей Уфимской губернии, а затем нашей республики, находится на втором этаже старого здания Национального банка. Правда, и денег здесь уже никто не хранит, а деньгохранилище переоборудовано в музей Национального Банка РБ.
Впрочем деньги здесь все же есть, их даже много, но разложены они на витринах под стеклом в качестве экспонатов. Есть здесь образцы денежных единиц Золотой орды, есть «керенки», про которые многие слышали, но мало кто их видел; российские деньги разных эпох – бумажные и металлические, которые можно изучать и разглядывать часами – все это хранится в большой сводчатой комнате, оборудованной кованой решеткой, солидными дверями дореволюционной эпохи и висячим замком крупного размера, изготовленным петербургскими мастерами еще в 1898 году.
Чтобы узнать побольше о Национальном банке Республики Башкортостан Центрального банка Российской Федерации, обратимся сначала к истории. Вообще государственный банк в России был образован указом императора Александра II в 1860 году. Он являлся основным государственным банком и находился в Санкт-Петербурге. Основными его задачами были «оживление торговых оборотов» и «упрочение денежной кредитной системы».
А самостоятельное развитие банковского дела в нашем регионе начинается с 1865 года, когда в мае Александром II издается указ о разделе Оренбургской губернии на Оренбургскую и Уфимскую, а осенью того же года – сенатский указ об открытии Уфимского отделения Государственного Банка России. Поэтому в 2005 году наш Национальный банк праздновал свое 140-летие.
Такие глобальные преобразования, как получение финансовой независимости и открытие отделения Госбанка, сильно повлиявшие на развитие нашего края, связаны с именем императора Александра II не случайно. Он был большой реформатор и внес изменения и в государственное устройство страны, и в судебную систему, и в народное образование, и в финансово-банковскую систему.
Первым управляющим Уфимского отделения Госбанка России стал Павел Ильич Маслов. Вместе с контролером банка Павлом Волковым они открыли первое в Уфе банковское отделение в одном из домов известного уфимского купца Федора Чижова. Здание находилось по улице Большая Казанская (ныне улица Октябрьской революции, 7, где сейчас размещается Уфимский педагогический колледж №2). Место было удобное – поблизости от Верхнеторговой площади, где и совершались крупные торговые сделки.
Денег на строительство собственного здания у Уфимского отделения Госбанка долгое время не находилось, поскольку отделения открывались тогда по всей стране, и около 35 лет банк вынужден был работать в арендованном помещении.
Банк кредитовал предпринимателей и промышленников, способствовал быстрому развитию региона, увеличению торговли, росту промышленности. В 1900 году в Уфимском филиале Госбанка был образован специальный Хлебный отдел, призванный кредитовать строительство элеваторов и зернохранилищ, которые размещались на железнодорожных станциях и пристанях Уфы, Белебея, Раевки, Давлеканово, Чишмов, Бугульмы.
Уфимский край в то время был одним из важнейших центров горной и металлургической промышленности, крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции и леса.
В 1897 году благодаря многочисленным ходатайствам Уфимского отделения правление Госбанка решило выделить средства для строительства собственного здания в Уфе. Городская управа отвела для этих целей заросший и болотистый пустырь по улице Соборной (ныне улица Театральная). На месте Башкирского драматического театра в то время находился Воскресенский кафедральный собор – главный собор Уфимской губернии, поэтому и улица, ведущая от него в сторону Верхнеторговой площади, называлась Соборной.
Проектировал здание банка надворный советник Михаил Скловский, являвшийся архитектором уфимского губернского правления. Интересно, что возведение здания Госбанка было настолько важным для всей губернии, что закладка проводилась даже 9 июня 1897 года – в первый день недели всех Святых. Крестный ход с чудотворной иконой Святителя Николая от Воскресенского собора проследовал к месту закладки, где архиепископ Уфимский и Мензелинский Иустин в присутствии губернатора Уфимской губернии совершил освящение, а затем в основной камень фундамента была заложена медная доска с указанием времени и лиц, при этом присутствовавших. Об этом событии подробно сообщалось в номере «Уфимских епархиальных новостей».
Строительство несколько раз останавливалось из-за близости подземных вод, однако после устройства специальной дренажной системы оно продолжилось. Первоначально здание Уфимского отделения Госбанка было двухэтажным, причем в этом же здании жили семьи трех должностных лиц: управляющего, контролера и кассира. Такое требование правления Госбанка было в то время для всех отделений и контор организации. Были здесь все условия для тогдашней жизни – во дворе помещались: конюшня, коровник, птичник, сад-огород. Была даже сооружена специальная система биологической очистки воды, сбрасываемой этим большим хозяйством в городскую канализацию.
Собственное здание Уфимского отделения Госбанка также было расположено поблизости от нынешнего Гостиного Двора, да и все частные коммерческие банки находились недалеко от Верхнеторговой площади. Отделение Сибирского Торгового Банка находилось рядом с нынешним центральным универмагом. Напротив здания сегодняшнего Главпочтамта находился Городской банк. Напротив книжного магазина «Знание» – Общество Взаимного Кредита и его банк, а на улице Большая Казанская напротив здания Уфимского отделения Госбанка размещался филиал Волжско-Камского коммерческого банка.
В царской России Государственный банк был крупнейшим кредитным учреждением страны. В соответствии со своим Уставом он был банком краткосрочного коммерческого кредита. Здесь учитывались векселя и другие срочные правительственные и общественные процентные бумаги, происходила покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям, прием вкладов, производство ссуд, покупка государственных бумаг.
Интересно, что штат сотрудников был очень мал – менее 10 человек. А при банке существовал некий коллегиальный общественный орган – ссудный комитет, состоявший из самых видных уфимских купцов, которые на общественных началах рассматривали заявления граждан и предпринимателей на выдачу кредита. Без рекомендации этого комитета сотрудники банка кредитов не выдавали. Так в те времена происходила проверка добросовестности и платежеспособности заемщиков.
К сожалению, до нашего времени не дошли архивы Уфимского отделения Госбанка, вывезенные колчаковцами во время Гражданской войны и пропавшие безвозвратно. Однако кое-что из тех времен все же удалось собрать и восстановить: в музее Нацбанка хранится даже оригинал «сберкнижки» царских времен – расчетная книжка клиента банка, хранившего свои сбережения в кредитном учреждении и производившего расчеты.
Есть в музее оригинал Устава банка, список сотрудников. Кроме образцов купюр и монет, находившихся в обороте страны в разное время, можно увидеть здесь и пример нестандартного применения денежных знаков – национальное башкирское украшение – женский нагрудник, сделанный из десятков настоящих монет разных времен.
Был в истории страны и такой период, когда Госбанка у нас не было вообще. Он просто перестал существовать на время. Это произошло после революции, во время военного коммунизма. Деньги потеряли тогда всю свою ценность. В январе 1920 года Госбанк, называвшийся тогда Народным банком, просто упразднили. Однако в связи с переходом страны на новую экономическую политику (НЭП) уже в октябре 1921 года Государственный банк был снова возрожден. Экономические законы отменить декретами так и не удалось.
В 30-х годах ХХ века были надстроены еще два этажа на старом здании Госбанка. Однако многое с тех пор не изменилось – старая чугунная лестница помнит все: и губернаторов, и купцов, и кирзовые сапоги комиссаров, и босые пятки курьеров. Кстати, интересный факт – по чугунной лестнице нашего Национального банка ходил и народный артист Юрий Яковлев, когда еще мальчишкой был эвакуирован с матерью в Уфу во время Великой Отечественной войны, – он подрабатывал здесь курьером.
В музее Нацбанка широко представлены материалы, посвященные работникам, которые в разные годы работали здесь, уходили на фронт и возвращались или оставались там навсегда. Часть руководителей банка в советское время была репрессирована. Но во все времена работа с деньгами, а особенно государственными, доверялась только очень честным и грамотным людям, поэтому Нацбанк помнит всех и обоснованно гордится своим работниками.
Вообще, находясь в старом здании Национального банка, чувствуешь себя немного странно: как в машине времени – столько лет прошло, но это здание, пожалуй, единственное в Уфе сохранило свое первоначальное назначение – как оно было построено банком, так до сих пор банком и служит. Что-то от вечности в этом есть.
Уфимское отделение Госбанка в разные исторические периоды переименовывалось в «отделение Народного банка», «Башконтора Госбанка», «Башкирское республиканское управление Госбанка», «Главное управление ЦБ РФ по Башкирской АССР». С начала 90-х годов прошлого столетия оно получило название «Национальный банк Республики Башкортостан». В 2010 году Нацбанк РБ будет отмечать свое 150-летие, а историческому зданию организации к тому времени исполнится 110 лет. Как памятник архитектуры 19 века здание охраняется и законом, и всеми работниками банка.
Музей истории банка стал небольшим, но важным центром для восстановления и хранения экспонатов и документов – свидетелей прошлого в банковском деле. Именно поэтому он привлекает к себе и ветеранов, и молодых банковских работников, учащихся и студентов, участников различных совещаний и гостей из столицы и других регионов России. Денежная кладовая продолжает служить банку только в более широком, историческом значении.
Фото: Фото автора