И что за безвыходное положение нашей статистической деятельности!
Общество во всех своих слоях не сочувствует этой деятельности:
низшие слои – по не сознанию и предубеждению,
а высшие – по непреодолимому скептицизму и недоверию к источникам и происхождению данных.
Николай Гурвич (Секретарь Уфимского губернского статистического комитета в 1865 – 1891 гг.)
Больше ста лет прошло с тех пор, как высказал эту мысль Николай Гурвич – врач, экономист, историк, этнограф, географ, один из первых профессиональных статистиков Башкирии. В современном обществе наблюдается все то же недоверие к статистике. В последние месяцы негативные высказывания в их адрес связаны с быстро растущими ценами на продукты питания.
Особенно интересная публикация появилась в январе этого года в «Бизнес-журнале» под заголовком «Инфляционное лукавство». Автор Илья Данилкин разгромил российскую статистику в пух и прах, не оставив ни малейших сомнений, что наш Росстат не более чем «специально заточенный инструмент» в руках чиновников, позволяющий «в рамках неизменной методики каждый раз получать как можно более «правильный» с политической точки зрения результат».
Кто не читал – для них повторим некоторые тезисы упомянутого материала:
Росстат замалчивает реальные масштабы проблемы инфляции;
Фокусы, которые проделывает наш Росстат, в развитых странах вроде США и Франции невозможны;
Официальные данные вызывают все меньше доверия у независимых аналитиков, экономистов и у рядовых граждан;
Закона о государственной статистике в Российской Федерации до сих пор нет;
Среди конкретных товаров частенько попадаются продукты и услуги, влияние которых на итоговые представления о росте цен и фактическом потреблении исчезающе мало;
В прошлом году перечень Росстата включал такие экзотические продукты, как питахайя, плоды маниоки и даже… мясо осла;
Один и тот же апельсиновый сок от двух различных производителей будет иметь различную цену.
Кое-чему в этом материале мы не поверили сразу. Есть же вещи, которые можно за 5 минут проверить с помощью Интернета. Например то, что Федеральный закон о государственной статистике №282-ФЗ не только принят еще в ноябре прошлого года, но и вступил в силу в декабре. Со всеми своими вопросами мы решили обратиться прямо в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Быть нашим консультантом согласился заместитель руководителя Башкортостанстата Рустам Гатауллин.
Вопросов у нас накопилось очень много:
Насколько отличается обобщенный список товаров для расчета инфляции, приведенный на сайте Росстата от реального подробного списка?
Является ли список товаров и услуг единым для всей России?
Кто решает – какие товары включать в расчет индекса потребительских цен?
Как часто меняется (обновляется) этот список? Ежемесячно или раз в году?
Действительно ли в списке Росстата есть такие экзотические позиции, как лягушачьи лапки, трепанг, или это выдумки журналистов?
Кому подчиняется Росстат и не может ли правительство прямо или косвенно влиять на его расчеты в угоду своим решениям?
Потребительский набор – товары и услуги, наиболее часто потребляемые населением. Правда ли, что туда входят и автомобили, и золотые ювелирные украшения и алкоголь?
Сильно ли отличается статистика западных стран от нашей?
Какую долю в списке товаров и услуг при расчете занимают именно продукты?
Действительно ли сильный рост цен на продукты «скрадывается» стабильными ценами на другие виды товаров и услуг?
По каким группам магазинов производится выборка цен продуктов?
Начали мы со статистики западных стран – действительно ли она совершеннее нашей? Автор упомянутой сногсшибательной статьи ставит в пример систему статистики США и описывает ее так: мониторинг цен производится в 87 специально отобранных территориальных единицах. Крупные единицы (например, мегаполисы с пригородами) являются «саморепрезентативными», тогда как малые в статистической отчетности объединяются в группы. В итоге получается 38 географических зон.
Товары и услуги, за которыми ведется наблюдение, в США поделены на восемь основных групп: продукты и напитки; товары для дома и жилищно-коммунальные услуги; одежда и обувь; транспорт; здравоохранение; товары и услуги для отдыха; образование и коммуникации; прочие товары и услуги. Каждая из групп состоит из 70 подгрупп («классов») расходов. В рассмотрение берутся 305 видов товаров и услуг, хотя для упрощения расчетов используется не 305, а 211 видов (некоторые сходные товары объединены).
Сбор первичной информации вполне обычен – фиксация фактически действующих в торговле цен. Первым шагом в расчете инфляции становится определение индексов для каждого товара в каждом из регионов (всего 38 регионов на 211 видов, то есть 8 018 индексов). Затем происходит взвешивание полученных индексов по каждому региону, исходя из доли товара в потребительских расходах, и, наконец, формируется индекс потребительских цен для регионов и страны в целом.
Оказалось, что наша российская система статистического учета, отлаженная веками, гораздо более трудоемка, но и гораздо более точна. Что, кстати, общепризнанно в мировом сообществе. Даже в Царскосельском лицее, где учился Александр Пушкин, преподавали статистику как науку.
Что касается методологии статистики цен и тарифов, то российская статистика использует общемировую практику. Кстати, то, что мы называем просто инфляцией, статистики именуют индексом потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) – один из важнейших показателей, характеризующий инфляционные процессы в стране. Это статистический показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Для его расчета в качестве весов используется структура потребительских расходов населения России за предыдущий год. Полная методика расчета ИПЦ размещена на сайте Росстата.
В отличие от американской статистики в нашей стране собирается намного больше исходных данных, необходимых для расчета. И для тех, кто мало-мальски знаком с математикой, сразу станет ясно, что точность нашей системы, соответственно, в разы выше. Информация о потребительских ценах собирается у нас путем регистрации цен и тарифов в 266 городах Российской Федерации, в Башкортостане наблюдение ведется в четырех городах – Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Сибай. Куда уж тут американцам с их 87 территориальными единицами!
В нашей республике отслеживается не 211 видов товаров, а 459 представителей всех товаров и услуг. Далее – по той же методике, что и у американцев. Набор наблюдаемых товаров и услуг по Республике Башкортостан (459 позиций) состоит из трех крупных групп: 116 продовольственных товаров-представителей, 238 непродовольственных товаров-представителей, 105 позиций – платные услуги населению.
Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами и остается неизменным в течение определенного времени, как правило, не менее года.
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т. д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения.
Специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, самостоятельно отбирают конкретные товары из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на эти товары и регулярность наличия их в продаже в отобранной организации.
На каждый товар или услугу-представитель должно быть зарегистрировано не менее пяти ценовых котировок. Как правило, регистрируется 5-10 и более котировок. Под отдельной ценовой котировкой понимается цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), но зарегистрированная в разных торговых точках.
Полный список товаров и услуг для расчета инфляции можно найти на сайте Росстата. Только будьте внимательны: данных там много, поэтому выберите п. 2 «Набор потребительских товаров и услуг для наблюдения за ценами и тарифами». Кое-что из этого списка можно перечислить и здесь. Среди продовольственных товаров мы увидели: говядину, свинину, фарш мясной, печень говяжью, сосиски, колбасы, рыбу замороженную, консервы, масло сливочное и подсолнечное, молоко, сметану, творог. Упомянутых в статье экзотических продуктов («питахайя, плоды маниоки и даже… мясо осла») мы не нашли.
Среди непродовольственных товаров, коих в списке в два раза больше, чем продуктов питания, мы нашли: ткани, полотенца, куртки мужские и пальто женские, мужские трусы и женские бюстгальтеры, зубную пасту, женские сумки, перчатки, шапки, часы, холодильники. Вроде все учтено, все правильно.
Хотя возникает некое сомнение – а нужно ли учитывать отдельно три вида стиральных машин (импортные, отечественные и малогабаритные), два вида холодильников (отечественные и импортные), три вида часов (будильник, наручные механические и кварцевые), четыре вида туфлей женских, четыре вида мужских курток, два вида женских колготок? Получается, что непродовольственным товарам уделено 238 позиций, а продуктам – всего 116, хотя основные расходы у большинства населения сейчас связаны, в основном, с продуктами.
Однако это объясняется тем, что ассортимент непродовольственных товаров в торговле представлен большем количестве, чем продовольственные. Вместе с тем в расчете ИПЦ по Республике Башкортостан в текущем году доля (вес) продовольственных товаров составляет 43,4% против 34,8% – непродовольственных и 21,8 % – платных услуг.
Изучили мы и список платных услуг, учитываемых при расчете ИПЦ. Укрупненная группировка: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги образования, услуги организаций культуры, услуги в сфере зарубежного туризма, экскурсионные услуги, санаторно-оздоровительные услуги, медицинские услуги, ветеринарные услуги, услуги правового характера, услуги банков, услуги страхования, услуги физической культуры и спорта, посреднические и прочие услуги. Более детальная расшифровка бытовых услуг: постановка набоек, пошив брюк, ремонт бытовой техники, шиномонтаж колес, химчистка, ремонт жилищ, парикмахерские, бани, фотоателье и т. д., и т. п. Тоже все понятно и без этого не обойтись.
В полном списке товаров и услуг для расчета инфляции присутствуют ряд товаров и услуг в списке отмеченные (*) звездочкой. Как оказалось, в расчете индекса потребительских цен они не участвуют, но используются в других расчетах, например, входят в расчет прожиточного минимума. Сюда относятся огурцы свежие, мужской плащ, женское пальто, пальто для подростков, куртка для школьников, платья для девочек, детские майки, трикотажные комбинации, и ряд других товаров и услуг.
Перейдем теперь к вопросам технологии учета. Как же учитываются, например, цены на соки, если их около десятка (яблочные, ананасовые, грушевые, с мякотью, натуральные, в различных упаковках и объемах и т. д.)? Оказалось, что учитывается абсолютно все. Причем еще и от разных производителей. Объемы пересчитываются на стандартные единицы измерения. Например, соки или молоко – цена за литр, хлеб – за килограмм. А если появляется какой-то новый товар, то статистики сначала ждут – станет ли он массовым, и будет ли пользоваться постоянным спросом, т. е. не исчезнет ли завтра с прилавков раз и навсегда. И только через некоторое время включают его в свои расчеты.
По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, регистрируется большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями (сахар, пшено, картофель и т. п.). Точность ИПЦ зависит от соблюдения последовательности и единообразия при сборе цен: сравнения одинаковых товаров с одинаковой периодичностью. Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен проводится пропорционально объему их продаж. Определение доли продаж отдельных товаров проводится на основании данных статистики торговли, проведения опроса продавцов и путем применения экспертных оценок.
Собирать данные теоретически можно двумя способами. Экспедиционный или корреспондентский способ – когда специалисты-статистики собирают и записывают информацию самостоятельно. Второй способ – респондентский, когда сбор информации происходит на основе заполнения анкет респондентами. Для оценки объемов продаж конкретных товаров или оказанных услуг без представителей соответствующих торговых или сервисных организаций не обойтись. В таком случае применяется второй способ – респондетский. Первый – наиболее трудоемок, но и наиболее объективен и точен. Он-то и применяется у нас в стране, как и в мировой практике, для регистрации цен и тарифов.
Оказалось, что, несмотря на то, что расчеты по уровню инфляции выдаются один раз в месяц (как и в США), мониторинг цен у нас происходит в непрерывном режиме. Специальные люди – регистраторы – ежедневно проходят по определенному маршруту и записывают цены в определенных точках торговли. Причем, в каждом городе для регистрации цен отобраны крупные, средние и мелкие предприятия торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, а также городские продовольственные рынки. Одно из главных условий – уровень цен на торговых точках должен быть доступен для массового потребителя. Организации торговли, уровень цен на которых многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары, в число наблюдаемых объектов не включаются.
Сейчас население сомневается в достоверности информации из-за того, что рост цен на продукты питания существенно превосходит показатели инфляции. Так нельзя ли отбросить большое количество «второстепенных» товаров и услуг, и оставить для оценки инфляции самые «важные»? Наш консультант справедливо возразил, что сегодня людей волнуют вопросы цен на продукты, т. к. они растут больше всего. А два-три года назад людей больше всего волновали растущие цены на ГСМ. В 2006 году росли цены на жилье.
Последние годы в январе пересматриваются тарифы на услуги ЖКХ, которые в будущем, вероятно, не столько будут влиять на ИПЦ. Справедливо ли будет в угоду сегодняшней ситуации разрушать всю систему расчета ИПЦ, которая полностью следует мировой практике? Тем более, что все необходимые для населения товары и услуги учтены в расчете ИПЦ, притом каждый со своим весовым коэффициентом.
Тогда как же учитывается то, что за всю жизнь среднестатистический человек один раз в жизни покупает машину и два-три раза, скажем, золотые украшения? Оказалось, что именно в таких долях эти товары и учитываются. На вопрос: зачем учитывать стоимость ветеринарных услуг типа прививок животным, мы получили ответ, что через тарифы на прививки и клинический осмотр животных определяется стоимость всех ветеринарных услуг. Так как наблюдение ведется в городах, то и в выборку попали наиболее распространенные в городской местности виды ветеринарной услуги. Для городского жителя этот вопрос, может быть, не так важен, но сельскому жителю приходиться обращаться ветеринару по болезням более крупных животных, чем кошки и собаки. Хотя обязательные прививки, не только КРС, но и птицам, делают за счет государства. Оказалось, что мы опять не правы.
Не торопитесь ругать статистику и государство в целом, если рост цен на некоторые позиции превышает официальный уровень инфляции. Просто в общей массе товаров, продуктов и услуг эти резкие скачки цен сглаживаются и проявят себя только в том случае, если достаточно большая группа товаров изменится в цене.
Федеральная служба государственной статистики подчиняется Правительству Российской Федерации. Но это не означает, что оно может вмешаться в процесс расчета ИПЦ и повлиять на ее результат. Технологически повлиять на процесс расчета невозможно, так как в нем участвует миллионы ценовых котировок от сотен тысяч источников информации (в масштабе страны). Да какой смысл расчетным путем «сдерживать» инфляции в текущем месяце, если в следующем периоде это приведет еще большему росту инфляции.
Процесс наблюдения за ценами и тарифами, да и вообще вся статистика, – непрерывная производственная деятельность. И задача статистиков заключается в регистрации реальных показателей социально-экономического положения в стране и ее регионах на конкретный момент времени, а не выполнении специальных заказов, как утверждает автор вышеупомянутой статьи. Да и какой это был заказ, если накануне выборов так «сдержали» инфляцию, что она вышла за прогнозируемые пределы.
Учитывая, что официальные статистические показатели отражают экономические явления в среднем по стране или по субъектам Российской Федерации и не могут быть рассчитаны для каждого пользователя, Росстат на своем сайте разместил «Калькулятор персональной инфляции».
Воспользовавшись этой программой, можно рассчитать свой персональный индекс потребительских цен (персональную инфляцию), который в отличие от официального показателя Росстата, поможет определить удорожание лично ваших покупок. Главное – при расчете учитывать цены на одни и те же товары (услуги), которые занимают предпочтительное место в вашем потреблении.
Показатель персонального ИПЦ поможет каждому участнику расчетов не только понять принципы определения официального индекса потребительских цен, но и сопоставить свои персональные данные с общими темпами роста цен по стране. Однако Росстат предупреждает: персональный индекс потребительских цен не может носить официального характера.
Что остается добавить? «Бородатые женщины», «хвостатые мужчины» и «недостоверная статистика» появляются, в основном, в центральной прессе, причем сознательно для раздувания скандала и привлечения внимания к изданию.
Наш собеседник рассказал, к слову, о том, как шесть лет назад в Башкортостанстате принимали делегацию московских журналистов. Несколько дней им все показывали, объясняли. А когда они уже уезжали, один поблагодарил за прием и, извиняясь, предупредил, что правдивой статьи о реальном положении дел он написать никак не сможет, поскольку издание у них такое – скандальное. Поэтому и попросил заранее прощение за то, что придется ему в угоду издательству все переврать и поставить «с ног на голову».Так что «верить – не верить» или «доверять, но проверять» – право каждого гражданина страны.