— Вячеслав Петрович, чем на сегодняшний день занимается ваше ведомство?
— Совет по делам религий при правительстве Республики Башкортостан — это консультативный орган, который обеспечивает взаимоотношения между государственной властью и религиозными объединениями. На территории республики данный орган существует более 60 лет.
На заседаниях Совета широко обсуждаются вопросы практических мер по предупреждению межконфессиональных конфликтов. Были выработаны рекомендации по совершенствованию отношений между СМИ и религиозными объединениями, различными министерствами и ведомствами. Рассматриваются конфликтные ситуации возникающие на религиозной почве на местах. Проводятся соответствующие консультации с представителями органов государственной власти, местного самоуправления, религиозных объединений.
Через Совет по делам религий руководство республики оказывает содействие конструктивному диалогу и сотрудничеству между представителями разных конфессий, поддерживает инициативу религиозных организаций на формирование уважения к общим ценностям и предотвращают злоупотребления со ссылкой на свободу совести. Проводимые им совместно с научными и общественными кругами различного рода мероприятия, оказывает благотворное влияние на укрепление цивилизованных толерантных отношений как между религиозными объединениями, так и во взаимодействии представителей различных конфессий с властными структурами.
Ежегодно идет формирование банка данных для руководства республики по вопросам религии и государственно-конфессиональных отношений. Совету по делам религий отводится особая роль в поддержании и укреплении межконфессионального мира и согласия на территории Республики Башкортостан.
Как вы пришли в эту непростую область деятельности?
— Я окончил юридический факультет БашГУ, потом работал по линии юриспруденции и по партийной линии. До прихода в Совет вопросами религии я не занимался. Тогда мне было всего 32 года, я был самый молодой уполномоченный Советского Союза. В мои функции входило кураторство над христианскими конфессиями. В то время Совет был, как сейчас говорят, федерального значения, назначение проходило в Москве. Институт уполномоченных впоследствии не раз критиковался. Может, в чем-то он был не демократичен, в чем-то демократичен.
— Вячеслав Петрович, уже больше 20 лет в Совете... Совет тогда, в 80-х, и сегодня: наиболее глобальные изменения?
— 20 лет назад государство более жестко относилось к вопросам религий. Сегодня имею право сказать, если бы в то время не трогать религию, дать развиваться духовной части, наверное, Советская власть продержалась бы еще 100 лет. Религию, как что-то сакраментальное, нельзя было отнимать у людей ни в коем случае. Мы знаем из истории, когда расстреливались священники, когда сбрасывались колокола, когда разрушались синагоги, мечети. Разве могло на этом сломанном обрывке культуры построиться нормальное сообщество? Никогда. И поэтому сегодня очень отрадно отметить, что государство исправляет свои ошибки, восстанавливает историческую несправедливость, то есть активно происходит возврат культовых зданий, храмов, их реконструкция.
— Как строятся сегодня взаимоотношения с традиционными конфессиями у светского государства?
— В нашей республике самыми влиятельными направлениями являются ислам и православие, их объединения составляют более 86% от общего количества религиозных организаций: около 67% — ислам, 19% — православие. Остальные религиозные объединения, в основном протестантского толка, составляют около 11%.
Республика Башкортостан — субъект очень уникальный, он многоконфессиональный, многонациональный. Более 130 национальностей проживает на территории четырехмиллионной республики. Мы стараемся проводить равную направленную политику. За последнее десятилетие построены сотни храмов и мечетей. Если взять 1986 год, то тогда у нас всего было 17 религиозных организаций. Сегодня же в республике действует более 800 мусульманских религиозных организаций, 250 приходов Русской православной церкви.
Я с большим уважением отношусь к «коренным» религиям. Нам важна наша культура, наша духовность. Христианство с исламом живут рядом на протяжении длительного времени, и мне очень нравиться как выразился наш уважаемый председатель Центрального духовного управления мусульман России Верховный Муфтий Талгат Таджуддин, во время празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, о том, что «наши предки 450 лет назад нашли этот золотой корень мира и взаимопонимания понимания между собой, который мы сохранили до наших дней».
Какую характеристику в целом дали бы вы религиозной ситуации в республике? Сколько в республике действует религиозных организаций?
— На фоне конфликтов, периодически происходящих в различных регионах России на почве межнациональной розни, обстановка в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в Башкортостане вот уже на протяжении многих лет остается стабильной. Будучи этнически неоднородной и многоконфессиональной, Республика Башкортостан является традиционно уникальным субъектом России, в котором успешно реализуется модель межнационального и межконфессионального согласия.
Всего в настоящее время на территории Республики Башкортостан действуют семь религиозных центров, 1363 религиозных объединений различных конфессий.
Исламская умма на территории республики представлена двумя духовными управлениями мусульман. Это прежде всего Центральное духовное управление мусульман России, возглавляет уважаемый Верховный муфтий Талгат Таджуддин. Объединяет по России более 2000 мусульманских организаций, из них на территории РБ — 434 общины. Кроме этого, имеется Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, которое возглавляет уважаемый муфтий Нурмухамет Нигматуллин. ДУМ РБ входит в состав Совета муфтиев России, которое возглавляет муфтий Равиль Гайнутдин. Нурмухамет Нигматуллин является также сопредседателем Совета муфтиев России. В ДУМ РБ входят 473 мусульманских общины расположенных на территории республики.
Как мы уже говорили в республике действуют 250 приходов Уфимской епархии Русской православной церкви. Управляющий епархии — Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон. В состав Уфимской епархии входят восемь монастырей (трех мужских и пять женских), семь монастырских скитов, 28 благочинных округов, 80 воскресных школ, семь социальных центров (из них два приюта, два дома престарелых, благотворительные столовые), 8 молодежных центров (молодежный отдел Уфимской епархии, Всероссийское православное молодежное течение и другие).
Также в республике действует Уфимская еврейская община «Ор Авнер Хабад Любавич», входит в состав централизованной религиозной организации хасидов ХаБаД «Федерация Еврейских общин» (ФЕОР). Возглавляет общину главный раввин Уфы и Республики Башкортостан Дан Кричевский.
Кроме этого, в республике распространены различные протестантские течения, среди которых христиане веры евангельской (ХВЕ), пятидесятники, евангельские христиане баптисты (ЕХБ), адвентисты седьмого дня (АДС), свидетели Иеговы*, мормоны, евангельские христиане в духе апостолов, появились общины язычников. Все данные религиозные организации отличаются активной жизненной и гражданской позицией, ведут социальную деятельность, проводят свои мероприятия.
— Получается, Башкортостан — это общий дом представителей многих конфессий. Как удается сохранить здесь мир и согласие?
— В настоящее время мы с вами можем увидеть какие прекрасные культовые здания построены, строятся и реставрируются у нас в республике. По проспекту имени Салавата Юлаева в Уфе заложена Соборная мечеть, которая станет одним из крупнейших мусульманских храмов России. Практически завершена реставрация храма Рождества Богородицы — будущего кафедрального собора, в котором уже проводятся богослужения. В 2008 году в центре города Уфы, по улице Блюхера, состоялось торжественное открытие Еврейского культурного национального центра с синагогой, который включает в себя школу, детский сад, благотворительную столовую, спортивный зал, библиотеку, медицинские и административные помещения. Данный центр стал одним из крупнейших еврейских центров в Европе.
Но, безусловно, проблемы есть. В основном с финансовым обеспечением. Не все организации могут себе позволить строительство культовых зданий. Но вместе с тем, у многих организаций они есть. У нас даже есть храм мормонской организации, которая была первоначально чужда нашему региону, а сегодня уже существует их община. Активно ведется реставрация здания лютеранской кирхе, в которой принимает участие и государство, так как она является памятником культуры и архитектуры.
У нас прекрасные духовные лидеры, с которыми я работаю более 20 лет. У них я многому научился, вместе мы прошли трудные периоды. Сегодня отрадно видеть то, как наши люди празднуют религиозные праздники. У нас официально объявлены нерабочими днями такие религиозные праздники как Ураза-байрам, Курбан-байрам, Рождество Христово, Пасха.
Как сейчас соотносятся общество и религия?
— Не так давно Дмитрий Медведев в Туле проводил совещание, на котором было озвучено обращение к религиозным организациям об оказании позитивного воздействия на молодежь. Очень много негативных моментов присутствует в обществе — это наркомания, алкоголизм, проституция, аборты, демографические проблемы. Я считаю, что в значительной мере положительный потенциал религиозных объединений в этом плане используется недостаточно активно.
Вместе с тем в настоящее время значительно усилилась роль религиозных объединений в стабилизации общественной жизни республики — решение нравственных проблем, воспитание молодежи, укрепление семьи, борьба с социальными язвами общества.
В течение последних лет в жизни религиозных объединений произошли значительные события, подписан ряд соглашений по сотрудничеству с министерствами и ведомствами. Так, сотрудничество Министерства внутренних дел по РБ, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по РБ с религиозными конфессиями позволяет использовать их потенциал в профилактике преступлений и правонарушений.
Сегодня, где может применяться помощь религиозных организаций, там государство ее принимает. Это работа в больницах, детских домах, оказание благотворительной помощи, создание приютов, реабилитационных центров. Сегодня открыты двери всех храмов и мечетей. В душе каждый человек должен во что-то верить, потому что без веры человек безнравственен.
— Недавно на одном из съездов религиозных деятелей в Казани поднимали тему о создании специального совета по анализу литературы на предмет экстремизма, в который бы входили муфтии и иные представители ислама. Скажите, как относитесь к этой идее?
— К идее создания данного специального совета отношусь положительно и более того, считаю его создание необходимым. Работа данного совета позволит давать компетентное заключение в отношении той или иной литературы, с учетом мнения квалифицированных специалистов, религиоведов, представителей религиозных объединений и многих других.
По данным ИЦ МВД по РБ, в 2008 году в республике было выявлено 11 преступлений экстремистского характера.
По итогам расследования данных уголовных дел все виновные лица на сегодняшний день осуждены и понесли наказание. Данные факты говорят о необходимости работой подобных Советов оказывать поддержку традиционных мусульманских духовных центров России в осуществляемых ими проектах по развитию исламской культуры, пропаганде толерантности, веротерпимости, недопущения исламофобии и разделения общества по национальному и религиозному признаку, просветительской деятельности по противодействию распространения экстремизма и терроризма.
Работа подобных органов чрезвычайно актуальна в настоящее время в целях активизации совместных усилий государства и религиозных объединений в работе с подрастающим поколением и верующей молодежью. Особенно это актуально в свете попыток распространения радикальных идеологий. Речь идет о безопасности всего государства. Мы должны понимать, что религиозные объединения России и ее регионов не в состоянии в одиночку противостоять интервенции радикальных идеологий и международным террористическим организациям, которые прежде всего пытаются влиять на социально незрелую молодежь.
— С какими основными трудностями сталкивались в своей работе?
— Выстраивание государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений далеко не простой процесс. Мы можем говорить о недостаточно совершенной нормативно-правовой базе, регулирующей государственно-конфессиональные отношения и процессы между религиозными организациями. Не могут не волновать вопросы касающиеся миграционной политики.
Много вопросов касается отсутствия единого государственного органа, который занимался бы вопросами построения государственно-конфессиональной политики. В настоящее время немногие регионы Российской Федерации сохранили структуры, подобные нашему Совету по делам религий, хотя как показывают современные реалии, необходимость в государственном регулировании межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений становиться все более и более актуальной.
Самих представителей религиозных объединений интересуют больше вопросы финансирования религиозных объединений, регистрации религиозных организаций, льготного налогообложения, льгот по коммунальным платежам, выделение земельных участков под строительство культовых зданий, строительство и реставрация храмов и церквей и многое другое.
— Контролирует ли ваш орган деятельность сект?
— Начнем с того, что в действующем законодательстве Российской Федерации нет нормативного определения понятию «секта». Для простого обывателя это представители всех так называемых «нетрадиционных» религиозных направлений.
Я как юрист и государственный служащий, отвечающий за государственно-конфессиональные отношения, могу сказать, что все религиозные направления, присутствующие на территории республики имеют соответствующий правовой статус, обладая всеми правами и обязанностями зарегистрированных религиозных организаций.
При выполнении своих служебных обязанностей мы не имеем права отдавать приоритеты представителям той или иной конфессии. В моем кабинете все они равны, все являются гражданами Российской Федерации и жителями Республики Башкортостан.
— Как обстоит дело с религиозным образованием в регионе?
— К сожалению, религиозное образование не отвечает всем необходимым требованиям. Особый акцент в этом плане необходимо сделать на мусульманской умме. На территории Республики Башкортостан действует Российский исламский университет ЦДУМ России и четыре медресе, два из которых в Уфе и по одному в Стерлитамаке и Октябрьском.
В связи с этим особый интерес в нашей республике вызвала специальная программа «Поддержка и развитие исламского образования в России», разработанная Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. Данный Фонд был организован при участии Управления внутренней политики администрации Президента Российской Федерации в декабре 2006 года. Выделенные в рамках этой программы денежные средства позволяют исламским вузам направлять средства на нужды по обеспечению учебного процесса. За каждым выбранным высшим религиозным учебным заведением закреплен светский вуз-партнер, которым оказывается помощь в организации светской составляющей учебного процесса, формировании методической базы, разработке учебных программ. Все это происходит в рамках реализации учебных программ в религиозных учебных заведениях, которые будут аккредитованы на соответствие государственному стандарту.
В Башкортостане за Российским исламским университетом ЦДУМ России в качестве вуза-партнера определен Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Также впервые благодаря данной программе содействия развитию мусульманского образования семь российских вузов предоставили бюджетные места для исламских студентов. Так, в рамках данной программы с 1 сентября 2008 года в БГПУ им М. Акмуллы выделено 10 бюджетных мест по специализации «юриспруденция с углубленным изучением истории и культуры ислама». Таким образом, светский вуз впервые будет готовить специалистов с универсальным образованием, которые в перспективе могут преподавать в школах историю мировых религий.
В ближайшем будущем программой поддержки и развития исламского образования в России, предусмотрено охватить подобным образом и средние мусульманские религиозные учебные заведения.
Вместе с тем в настоящее время на территории Республики Башкортостан практически при каждой церкви и мечети существуют воскресные школы, учебные группы, где каждый желающий (несовершеннолетние — только с разрешения родителей), могут изучать основы религии, Библии или Корана, арабский язык и культуры.
В Республике Башкортостан действует также Уфимский епархиальный филиал Московского Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. Еврейская религиозная община самостоятельно контролирует воспитательный процесс детей членов общины с самого начала (детский сад «Хая мушка»), обучая в своей общеобразовательной школе «Ор Авнер», после чего большинство выпускников поступает в высшие учебные заведения имеющие отношение к Федерации еврейских общин России в Москве.
— Как относитесь к предложению о введении в школах предмета «Основы православной культуры»?
— При моем глубоком уважении к достижениям православной культуры, я считаю наиболее рациональным изучение в рамках школьной программы истории мировых религий, которое должно сопровождаться хорошей методологической и материальной базой. Для тех, кто хочет изучать основы православной культуры или других вероучений, есть воскресные школы при храмах и мечетях, масса других возможностей.
Республика Башкортостан является многонациональным и многоконфессиональным субъектом Российской Федерации, на территории которой преподавание основ того или иного вероисповедания неизбежно приведет к различного рода противоречиям и конфликтам.
— Открытие нового административного здания ДУМ РБ станет ярким событием в жизни мусульман республики. Конкретно когда пройдет открытие?
— Действительно, в 2007 году ОАО АНК «Башнефть» для Духовного управления мусульман Республики Башкортостан передало здание гостиницы «Девон» (ул. Чернышевского, 103). В настоящее время заканчивается реконструкция данного здания. Это знаменательное событие в жизни мусульманской уммы республики, надеюсь, состоится в ближайшее время.
— Вячеслав Петрович, что напоследок хотели сказать нашим читателям?
— Относитесь к друг к другу с любовью и проявляйте духовность. Нужно любить природу, мир, чтобы не было войн. Можно законодательно отделить религию от государства, но невозможно духовность отделить от общества.
* Запрещена в РФ