Уфимцы недовольны качеством услуг ЖКХ. Об этом говорит число жалоб, озвученное Государственной жилищной инспекцией РБ. По сравнению с 2009 годом, в минувшем году их число выросло в два с половиной раза. Большое количество обращений поступает из Уфы, Стерлитамака, Салавата, Нефтекамска, Сибая.
За 2010 год в Государственную жилищную инспекцию Республики Башкортостан поступило более четырех тысяч обращений от физических, юридических лиц, органов исполнительной власти и средств массовой информации. По словам начальника Госжилинспекции РБ, главного государственного жилищного инспектора РБ Ильдара Замалетдинова, это на 154% больше, чем за 2009 год.
Множество жалоб связано с отсутствием в квартирах горячей воды и отопления, хотя данный вид услуг был предусмотрен. Установлена была и плата за эти блага цивилизации. Кроме того, люди жаловались на работу управляющих компаний, которые не хотели и не могли отвчеать на интересующие жильцов вопросы. Обращения жителей республики были связаны и с расходованием денежных средств, поступающих на ремонт (включая капитальный) и содержание многоквартирных домов.
«Очень много вопросов и претензий возникает к управляющим компаниям, – отмечает Ильдар Замалетдинов. – Очень сложно бывает выяснить, идет ли эта сумма на необходимые нужды».
Рост числа жалоб объясняется и тем, что большинство уфимцев до сих пор не знают своих прав и обязанностей перед жилищной организацией, а также прав и обязанностей своей жилищной организации перед жильцами. Если начисления за предоставляемые коммунальные услуги вызывают вопросы у собственника, ему необходимо обратиться с запросом в свою управляющую компанию, которая в этом случае должна разъяснить, из чего складывается та или иная цифра, прописанная в квитанции. Если УК не реагирует на запрос или же после ответа компании расчеты продолжают казаться собственнику ошибочными, здесь необходимо обращаться в Госжилинспекцию или управление Роспотребнадзора. В соответствии с законом о защите прав потребителей, деятельность управляющей компании по начислению платежей представляет собой услугу. И если она оказывается некачественной, собственник имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор и сообщить о нарушении закона о защите прав потребителей.
«Жилищная организация, обслуживающая многоквартирный дом, обязана заключить в письменной форме с жителями и нанимателями договор управления многоквартирным домом. При этом все условия в договоре должны быть понятны и четко прописаны, – говорит директор УК «Барьер» Андрей Голубев. – Очень часто квартировладельцы не могут договориться ни между собой, ни с управляющей компанией насчет того, какими должны быть форма и содержание этого документа».
Договор между жильцами и жилищной организацией должен содержать адрес дома, который жилищная организация берет на обслуживание, а также перечень имущества этого дома. Должен быть четко прописан список коммунальных услуг. Необходимо указать порядок расчета цены договора, взносов за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения. Жильцы имеют полное право следить за работой жилищной организации. При этом они обязаны строго по договору вносить необходимые платежи.
При заключении договора из предложенного стандартного списка оказываемых услуг жильцы могут что-либо вычеркнуть, что позволит уменьшить размер платы. При этом следует помнить, что запрещено исключать из договора услуги и работы, проведение которых необходимо для поддержания в надлежащем состоянии самого строения и имеющихся коммуникаций.
В договоре должен быть четко прописан механизм, позволяющий установить факт ненадлежащего оказания услуг. Изначально зафиксировать в договоре все спорные моменты гораздо легче.
Одна из причин, по которым стороны не могут договориться, – это стоимость услуг управляющей компании. Не секрет, что управляющие-бизнесмены порой норовят завысить стоимость своих услуг, а иной раз замахиваются и на тарифы, установленные муниципалитетами: увеличивают их в надежде, что никто не заметит
Напоминаем, что с января наступившего года тепло в дома жителей Башкирии уже приходит по новым ценам. Стоимость тарифов в квитанциях ощутимо выросла. Так, газ подорожал на 5% (с апреля 2011 года – еще на 9,5%. – Прим. авт.). Стоимость электроэнергии для граждан увеличится в среднем на 13-15%.
Собственник жилья всегда может проконтролировать состав постоянных платежей: капитальный ремонт, содержание, отопление, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию, электроэнергию ОДН (например, освещение мест общего пользования). Также в квитанцию могут быть включены такие дополнительные услуги, как охрана или консьерж. Эти услуги оплачиваются лишь с согласия самих жильцов.