С 1 марта в России появилось новое ведомство – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Служба объединит в себе три госструктуры – Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию. Предполагается, что благодаря этому ведомству процесс оформления регистрации прав на недвижимость заметно ускорится, а также станет дешевле.
Указ президента «О реформировании органов регистрации и создании Единой службы, отвечающей за регистрацию, кадастру и картографию» вступило в силу с 1 марта. С этого момента будут упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Новое ведомство будет заниматься организацией единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрацией прав на недвижимость и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Однако процесс такой трансформации будет проходить постепенно: в марте начнется только создание этого органа в Москве. Далее последует переходный период для объединения всех этих трех служб по стране. Окончательное формирование новой структуры должно завершиться в течение двух лет. Новая система сначала будет обкатана на менее загруженных рынках и только потом заработает на рынках Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Краснодара.
Чтобы узнать, что в связи с этим изменится для жителей нашего региона, мы обратились в УФРС по Республике Башкортостан. Пресс-секретарь управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан Альфина Карагужина сообщила, что после 1 марта 2009 года никаких изменений в режиме работы управления Росрегистрации по Республике Башкортостан не ожидается.
«Документы на регистрацию прав будут приниматься в подразделениях управления по прежним адресам, – пояснила она. – Изменения в графиках приема и выдачи документов также не произойдут. В соответствии с действующим законодательством, государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, а регистрация ипотеки жилых помещений – не позднее, чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня».
На территории республики отдельные виды прав и сделок, в частности, права и обременения (ипотека) прав на объекты недвижимого имущества, передаваемого в обеспечение обязательств физических и юридических лиц на основании кредитных договоров в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» регистрируется в течение 15 дней.
Создание единой системы кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и картографии позволит сократить реальные сроки оформления документов гражданами и юридическими лицами. Все услуги по постановке земельных участков на кадастровый учет, регистрации прав на недвижимость можно будет получать в одном окне.
И, наконец, еще один важный момент: благодаря изменениям, внесенным в 2008 году в Налоговый кодекс, госпошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним уменьшится.
Например, в соответствии с этими изменениями с 26 января 2009 года государственная пошлина за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, уплачивается в размере 100 рублей. Ранее госпошлина на эти права и сделки составляла для юридических лиц 7500 рублей, для граждан – 500 рублей).
«На мой взгяд, это вполне верное решение, – говорит заместитель директора ООО «РТР-Строй» по операциям с недвижимостью Денис Павлов. – И если не ограничатся полумерами, а доведут задуманное до конца, то, действительно, процедура и облегчится, и ускорится, и станет более доступна и понятна гражданам. Прекрасно, что всё сосредоточится в «одних руках». Лишь бы кадры нового ведомства, которые, как известно, решают всё, были и достойно оплачиваемы, и достаточно профессиональны. В этом случае изменится и отношение к гражданам, пришедшим на приём. Что касается заполненности Регистрационной палаты, то здесь ситуация по-разному складывается. Как говорится, то пусто, то густо. А зарегистрировать права при наличии всех необходимых документов достаточно просто. Если, конечно, знаешь как».