Вчера, когда я возвращалась домой после работы, раздался телефонный звонок. Незнакомый номер поначалу насторожил... Спустя считанные секунды все встало на свои места. Звонила участница одной из недавних историй, связанных с долевым строительством, и просила помощи. «Послушайте! Что-то наше строительство совсем затянулось – конца и края не видно. Нам, конечно, пообещали, что теперь этот дом под контролем будет, но только слабо в это верится. Может быть, вы еще одну статью напишете? Вновь донесете до общественности нашу историю?» – взмолилась отчаявшаяся дольщица Татьяна Мигранова. Я попыталась ей доказать, что читать одно и то же мало кому интересным покажется. Объяснила, что малейшие изменения, связанные с этим темным делом, непременно отражаются на страницах нашего сайта. Но женщина не унималась. И тогда я решила сделать материал о долевом строительстве, его особенностях и рисках. Татьяна успокоилась, поскольку я пообещала ей непременно упомянуть в статье о ее трудностях. Что я и сделала...
Специально для защиты участников долевого строительства был принят закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (ФЗ-214), который по-максимуму должен был защитить покупателя квартиры в новостройке. Напомним, что для покупателей наиболее важным достижением закона стала государственная регистрация договора долевого участия, которая сделала невозможной продажу одного и того же пая нескольким покупателям. Также (в соответствии с законом) нельзя изменить этажность проекта и номер проданной квартиры. Купленное «реальное» жилье может отличаться от «виртуального» лишь на один-два метра. Так иногда случается по техническим причинам. «Договор долевого участия защищает и от увеличения застройщиком стоимости квадратного метра. Правда, компания может предложить вам доплатить определенную сумму, если строительство не удается закончить в нужные сроки из-за форс-мажорных обстоятельств, например, дефолта или непредвиденного резкого повышения цен на строительные материалы», – объясняет директор ООО «Управляющая компания «Квартал» в Уфе Азамат Якупов.
Представьте, что ваш многоквартирный дом построили. Далее следует таинство введения жилья в эксплуатацию. Представитель застройщика предложит дольщику подписать два акта: о реализации инвестиционного проекта и акт приема-передачи квартиры. Первый документ можно подписывать практически сразу. В нем содержится перечень всех квартир в доме и список граждан, на чьи имена эти квартиры будут оформляться в собственность. Этот акт также должен подписать представитель местной исполнительной власти, что будет свидетельствовать о том, что застройщик выполнил перед ней все свои обязательства, предусмотренные инвестиционным проектом.
Самому дольщику ближе акт приема-передачи квартиры. Его подписание – дело весьма ответственное. «Прежде всего проведите осмотр квартиры. Для этого вы можете пригласить независимого эксперта. Исправлять ошибки должен застройщик, а не дольщик. А что касается акта приема-передачи, то я бы посоветовал вам подписывать его с участием юриста. Но не думайте, что если потребитель подписал акт приема-передачи квартиры и не указал в нем все недостатки, то впоследствии он лишается права устранить эти недостатки за счет строителей. В действительности владелец квартиры может предъявлять застройщику претензии по скрытым недостаткам, которые проявились и обнаружились в процессе эксплуатации жилья в течение первых пяти лет», – рассказывает директор одной из строительных фирм города Дмитрий Валеев.
Но, несмотря на многочисленные предупреждения об осторожности и внимательности, люди продолжают наступать на одни и те же грабли и оказываются в проигрыше. В результате им не может помочь ни Общество по защите прав потребителей, ни Роспотребнадзор. Зачастую и прокуратура оказывается бессильна. Недобросовестные застройщики всегда найдут способ, как выйти сухими из воды. Общероссийский сайт обманутых дольщиков, созданный специально для защиты пострадавших участников долевого строительства, пестрит историями рухнувших надежд. Вот и думай теперь о том, так ли на самом деле необходим 214 закон, если на деле он оказывается обычной фикцией... />
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ