С каждым годом растет число желающих воспользоваться услугами агентств, занимающихся маркетинговыми исследованиями. В Уфе это такие компании, как «Маркон» (Центр маркетинговых и политических исследований), «Симакс» (Центр изучения общественного мнения), «Промонд», «МайМаркет» и многие другие.
Еще два года назад на рынок офисной недвижимости Уфы можно было выйти без применения особых маркетинговых исследований. Сейчас же ситуация в корне изменилась – сделать тот или иной проект коммерчески успешным можно только с помощью профессионального маркетинга.
Банки и инвестиционные структуры всё чаще отказываются финансировать строительство без тщательно проработанной маркетинговой части бизнес-плана. А наиболее грамотные девелоперы активно исследуют рынок, участки, конкурентов и потребителей, вырабатывают концепцию бизнес-центра и продумывают его продвижение. Все это они делают для того, чтобы снизить риски и повысить гарантированную доходность своих проектов.
Наибольшей популярностью в нашем городе пользуются услуги маркетингового агентства My-Market, которое занимается исследованиями полного цикла – от диагностики проблемы заказчика до выработки рекомендаций. Затем, по результатам исследований, выполняются консалтинговые разработки. Одним из успешно развиваемых направлений компании My-Market в последние годы являются маркетинговые услуги в области коммерческой недвижимости. «Сегодня такой вид услуг наиболее востребован. В Уфе идет активное строительство торгово-развлекательных, офисных и бизнес-центров. Конкуренция очень велика. Поэтому заказчику важно получить объективную информацию для того, чтобы принять ключевое решение в деятельности того или иного центра. Как правило, клиенты обращаются к нам на начальном этапе строительства. Ведь предотвратить риски и сделать центр успешно работающим важно еще на ранней стадии», – поясняет директор исследовательской компании My-Market Ильдар Валеев.
По словам руководителя, спрос на данный вид услуг пока не пользуется бешеной популярностью, но уже начинает набирать обороты. «Наша страна долгое время находилась в состоянии плановой экономики, когда маркетинговые исследования были не нужны. Сегодня же ситуация постепенно меняется, хотя многие арендаторы до сих пор продолжают рассматривать маркетинг как некую рекламу и сбыт. Они стремятся продать услугу любой ценой – вместо того, чтобы максимально полно и глубоко изучать потребности покупателя. Маркетинг как раз и представляет собой некую гармонию между собственником и клиентом», – разъясняет ситуацию Ильдар Валеев.
Объекты коммерческой недвижимости, в интересах которых выполнены проекты компании My-Market, – это ЦТиР «Мир», ТЦ «ЦУМ», ТСК «Сипайловский», ТРК «ПаркХаус», ТРК «Галерея Арт», бизнес-центр «Книжка», деловой комплекс «Уфа-Сити», ТСК «Центральный рынок» (город Салават) и другие. «Наша компания не раз прибегала к услугам My-Market, – рассказывает аналитик УК «Мир» Ярослав Андрющенко. – Одно крупное исследование проводилось по Уфе – отдельно изучался рынок торговой, отдельно – офисной недвижимости. Важны были такие составляющие, как спрос, предложение, характеристика объектов. Использовались самые разные методы, которые в итоги сложились в один комплексный подход.
Другое исследование было связано с развитием торговых центров и гипермаркетов в городах Республики Башкортостан и на Южном Урале. Как правило, все эти исследования делаются на 3-4 года вперед. Но рынок коммерческой недвижимости очень динамичен и «мониторить» его приходится регулярно. Поэтому такие исследования рекомендуется обновлять как минимум один раз в год».
Еще одна компания, занимающаяся маркетинговыми исследованиями, – Центр изучения общественного мнения «Симакс». «В нашей практике мы пока не сталкивались с изучением рынка коммерческой недвижимости, но, несмотря на это, всегда готовы предоставить полный и глубокий анализ нашему заказчику. Но исследования, связанные с недвижимостью, мы проводим регулярно. Изучаем спрос населения, узнаем, по какой цене опрашиваемые готовы приобрести жилье, интересуемся причинами, по которым люди желают улучшить свои жилищные условия – словом, поле для деятельности здесь довольно широкое», – комментирует генеральный директор Центра изучения общественного мнения «Симакс» Тимур Саблин.
В итоге можно сказать, что маркетинговые исследования рынка недвижимости по-настоящему необходимы. Если вы «семи пядей во лбу», можете самостоятельно провести подобный анализ. Но если вы все-таки надумали переложить эту «ношу» на плечи сторонней организации, имейте в виду: исследование «влетит вам в копеечку». Но здесь есть и свой огромный плюс: при грамотном следовании проведенному анализу ваши риски провала на рынке недвижимости будут сведены к нулю.