Правительство РФ существенно расширило список товаров и услуг, государственные заказы на которые могут размещаться госструктурами только на аукционной основе. По оценкам Управления федеральной антимонопольной службы, расширение списка обеспечит проведение аукционов примерно по 70% государственных закупок. Указанный список расширился во многом благодаря включению в него услуг строительства и объектов недвижимости. При этом к аукциону будут допускаться только те компании, которые в предыдущие пять лет выполнили работу, по объему превышающую 20% от объема строительства объекта, необходимого по госзаказу. Новый расширенный перечень товаров и услуг, закупки которых госструктурами разрешены только на аукционах, правительство опубликовало лишь вчера, хотя ряд вступивших в силу с 1 января законов уже предусматривал перевод на аукционную основу закупок с начала года. Предыдущий список был опубликован в мае 2007 года.
По словам начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков и государственного заказа Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Ангелины Шакирьяновой, поправки в законопроект – это большой шаг вперед по повышению прозрачности и открытости государственных закупок. Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. Таким образом, происходит значительная экономия бюджетных средств.
Данное нововведение, несомненно, «сыграет на руку» и непосредственным участникам торгов. Прежняя процедура получения заказа выглядела несколько иначе: это был конкурс, для участия в котором та или иная строительная организация подавала заявку на участие в определенный срок и по форме, которые устанавливались конкурсной документацией (запечатанный конверт либо электронное письмо). Победителем конкурса становилось лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого был присвоен первый номер. «Несомненный плюс указанных поправок в том, что все участники аукциона имеют равные условия и доступ к строительному рынку. Торги происходят в честной открытой борьбе, в ходе которой можно получить информацию об условиях строительства, предложенных конкурентом», – поясняет заместитель генерального директора по капитальному строительству ООО «Бизнес-Монолитстрой» Азамат Искужин.
Названные поправки выгодны не только крупным игрокам на строительном рынке (для них доступ к региональным строительным госзаказам станет проще и легче), но и малому предпринимательству, для которого в связи с внесенными изменениями созданы определенные льготы.
Но есть и другая точка зрения. Руководитель одной из строительных компаний Уфы сомневается в эффективности таких аукционов. По его словам, при подготовке сметной документации по объектам городского строительства норматив прибыли составляет не более 10-11%. Неоправданное занижение цен на аукционе может привести к негативным последствиям для строителя-участника. Основной проблемой здесь являются и общепринятые отсрочки платежей, а также сложность оформления изменений в документации. Да и поступления денежных средств приходится ждать не менее полугода. Для крупных строительных холдингов это не потеря, чего, конечно, нельзя сказать о втором эшелоне.
В любом случае, какими бы ни были взгляды на сложившуюся ситуацию, на сегодняшний день аукцион является главной формой размещения государственных заказов в нашей стране.