С 1 января 2008 года в России отменено лицензирование оценочной деятельности. Разговоры о предстоящей реформе в отрасли велись два года – и, наконец, «революция» свершилась.
Никакие, даже самые свежие, лицензии более не действительны. Отныне для заказчика «гарантийным талоном» законности деятельности фирмы и высокого качества ее работы должно стать членство в саморегулируемых организациях оценщиков СРО. Всем, кто собирается что-то оценивать – будь то банк, бизнес, квартира или машина – надо четко зарубить себе на носу: спрашивать у оценщика при знакомстве следует не о наличии лицензии, а о выписке из реестра СРО.
О новом негосударственном подходе к контролю за качеством оценочной деятельности рассказывает вице-президент крупнейшей в стране саморегулируемой общественной организации – Российского общества оценщиков, генеральный директор группы компаний «Эксперт-Оценка» Степан Сарбашев.
– Почему все полномочия отданы СРО? Что это за вездесущий орган, который за все отвечает и всем диктует правила игры?
– Чтобы не поддаваться на уговоры и увещевания недобросовестных оценщиков о том, что можно работать и с лицензией, заказчикам нужно четко усвоить: сегодня роль саморегулируемых организаций оценщиков действительно очень велика и допуск на рынок оценки производится только ими. Это требование времени на пути к цивилизованному рынку и к корпоративной самостоятельности всего сообщества оценщиков.
Само слово «саморегулирование» подразумевает контроль и организацию работы, направленной на повышение профессионализма и качественного роста оценочных услуг. Законодатель передал общественным организациям ряд важных функций, в том числе: сертификацию фирм и оценщиков, контроль профессионального сообщества за их деятельностью, экспертизу качества проведенной оценки и т. д.
При несоблюдении членами СРО законодательно-нормативной базы, кодекса этики, стандартов оценки, единых методических рекомендаций СРО имеет право применять меры воздействия, в том числе приостановить членство или исключить специалиста из организации. Внутри нее есть контрольный, дисциплинарный комитеты, совет оценщиков.
– А работу этих новых образований кто будет проверять? Саморегулируемые – это полностью самостоятельные?
– Формально СРО контролирует Федеральная регистрационная служба, Минэкономразвития РФ утверждает стандарты и методические рекомендации и наблюдает со стороны, как СРО справляется со своими обязанностями. Оно всегда готово вмешаться и наказать уже само СРО. Росимущество с небольшим штатом людей, осуществлявшее в недавнем прошлом функции по контролю за оценщиками со стороны государства, было не в состоянии эффективно контролировать 15 тысяч действующих в России оценщиков. Вот и переложили бремя основной ответственности на самих оценщиков, организованных в группы, «играющие» по особым правилам.
– То есть жаловаться на нарушения или недобросовестную работу заказчику нужно не в Росимущество, как раньше, а в СРО?
– С 1 января введена принципиально новая система регулирования. Если заказчик считает, что оценщиком или оценочной фирмой нарушены его права, он может жаловаться в то СРО, чьим членом является оценщик.
А само СРО в пределах установленного времени должно рассмотреть жалобу, направить представителя контрольного отдела к оценщику. Затем, доложив итоги проверки на дисциплинарном комитете, направить предложения в совет для окончательного принятия решения. Если нарушение подтвердилось, следует уведомить ФРС о принятии мер воздействия на оценщика и опубликовать суть конфликта и меры наказания в средствах массовой информации. Чтобы не возникало разногласий в интерпретации событий, механизм проверки качества работы оценщика утвержден внутри самого СРО.
– Кого сегодня можно называть полноправным оценщиком?
– Оценщиками считаются физические лица, являющиеся членами СРО, занимающиеся частной практикой, и юридические лица, имеющие в штате не менее двух оценщиков, состоящих в СРО, и имеющие необходимые сертификаты, свидетельства, выписки из реестра, которые по закону нужно показывать заказчикам. «Эксперт-Оценка», например, подготовила весь пакет документов на пятнадцать сотрудников. Хотя каждый из оценщиков индивидуально подавал документы в организацию, имеющую статус саморегулируемой организации оценщиков.
Необходима страховка личной ответственности в соответствии с требованиями федерального закона. Например, группа компаний «Эксперт-Оценка» по договору работает со своими оценщиками – членами СРО. Таковых у нас пятнадцать человек, и каждый из них застрахован на сумму 300 тысяч рублей. Оценщики таким образом осуществляют оценочную деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, то есть с компанией «Эксперт-Оценка» как с субъектом оценочной деятельности.
– Как все сложно… Получается как бы двойная крыша: каждый сам себя обезопасил, и еще фирма, заключив договора, подтвердила законность деятельности своих сотрудников. Это же какую надо иметь гражданскую позицию, чтобы опережать процессы в обществе!
– Практика показывает, что сообщество оценщиков наиболее продвинуто и организовано. Здесь проверяются и обкатываются новые технологии, работа требует постоянного самосовершенствования, соответствия всем новациям в законодательстве. Если быть честным, то система лицензирования носила во многом формальный характер и не могла служить механизмом повышения качества услуг.
Более того, лицензирование оказалось тем инструментом, который искусственно сдерживал конкуренцию на рынке оценочных услуг. В этих условиях отмена лицензирования была неизбежна. Необходимо было опередить ситуацию с отменой лицензирования. Кто-то успел вовремя переоформить отношения, кто-то пока еще думает. Нет вопросов к тем оценщикам, кто давно занимается оценкой и дорожит своим авторитетом, такие специалисты давно ведут себя сознательно и еще до Нового года вступили в СРО.
Но пока, к сожалению, нельзя сказать, что процесс носит массовый характер. Опаздывающие многих могут подвести... Растет количество вопросов по поводу того, как в сфере оценки работать дальше. Заказчики недоумевают, не организованные в СРО оценщики хитрят. Руководству СРО придется терпеливо вести разъяснительную работу по всем направлениям.
– СРО в России несколько. Каждый может лично выбирать, в какое из них вступать?
– «Эксперт-Оценка» как предприятие и ее сотрудники состоят в Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Именно с РОО в 1993 году начиналась оценочная деятельность России, именно РОО, создав Академию Оценки в Москве, подготовило сотни первых специалистов по оценке недвижимости, машин, оборудования и интеллектуальной собственности. Компания, являясь членом НП «Партнерства Российского общества оценщиков», застраховала свою ответственность на сумму 35 миллионов рублей. В региональном Башкортостанском отделении на первое января 2008 года числилось более 100 специалистов-оценщиков, членов СРО.
– А какое место в этой реформе отведено предпринимателям? Их права не ущемлены? Могут ли они по-прежнему заниматься оценочной практикой?
– В старой редакции закона оценщиками являлись предприниматели без образования юридического лица и юридические лица. В новой редакции понятие «предприниматели» исчезло, но появились частнопрактикующие оценщики. Это казус в сегодняшней ситуации, и он, конечно, в ближайшее время должен быть исключен из практики. Каждый оценщик, так же, как врач или нотариус, будет иметь свою личную печать.
– Как обстоят дела с независимостью оценщика? Пострадает ли эта позиция? Ведь теперь все очень жестко регламентировано.
– Независимость оценщика определена в Федеральном законе «Об оценочной деятельности» как независимость мнения оценщика от мнения клиента, что, в свою очередь, должно способствовать более объективному и достоверному результату.
Но сама оценочная деятельность не может не зависеть от нормативных актов, определяющих то, каким образом должна делаться оценка. Теперь же оценщик, рискуя личным именем и собственными деньгами, пять-десять раз подумает, прежде чем согласиться на «зависимую» – завышенную или заниженную – оценку. Это существенно изменит отношения оценщиков с клиентами, оценщиков с обществом.
– Эти отношения определяют, в первую очередь, новый закон «Об оценочной деятельности» и новые федеральные стандарты оценки. Стандартов принято уже три, если не ошибаюсь...
– Совершенно верно. Договора, технические задания должны заключаться в новой форме, отчеты должны соответствовать новому действующему законодательству. Это каждая фирма внутри себя должна привести в соответствие. Здесь опять важна внутренняя честность и сознательность. Как, впрочем, и со вступлением в СРО. Членов СРО пока мало по отношению к лицензированным оценщикам в эпоху лицензирования. Конечно, процесс идет дальше, подаются новые заявления, проверяются документы на наличие образования, страховки, оплата компенсационного фонда, дипломы об образовании и прочие документы, дающие право на оценку.
Но в интересах всех хотелось бы, чтобы оценщики уже скорее определились, будут или не будут они заниматься в новых условиях оценочной деятельностью. В случае положительного решения необходимо как можно быстрее согласовать документацию в соответствии с новшествами законодательства для того, чтобы на рынке оценки было как можно меньше разногласий.
Марина ЧЕПИКОВА