

Прошло несколько лет с того момента, как на российском рынке появились первые объекты, претендующие на право называться пентхаусами, а дискуссии о том, научились ли у нас такое жилье строить, или все, что предлагают сегодня покупателям, – не более чем суррогаты, не утихают. В нескольких словах о предмете спора можно сказать так: к классическому пентхаусу предъявляют довольно жесткие требования, и именовать подобным образом любую квартиру на верхних этажах дорогой новостройки нельзя. Некоторые участники рынка рассуждают и вовсе критично: поскольку в нашей стране пока нет небоскребов, значит, нет и темы для разговора.
На самом деле в пентхаусах живут счастливые и удовлетворенные жизнью люди, покорившие врожденную боязнь высоты. Они парят над традиционными страхами, мелкими бытовыми неурядицами, скукой и обыденностью, и все наши проблемы с высоты птичьего полета кажутся им смешными и не стоящими ни секунды их драгоценного внимания. Они презирают мимикрию, серость и аутсайдеров, не боятся быть на виду, они успешны, талантливы и авантюрны по своей природе. А пентхаус для них есть материальное воплощение социального статуса, как «роллс-ройс», «бентли» или «ламборджини», как изделия Фаберже, шедевры мировой живописи и прочие предметы роскоши из разряда luxury things.
С точки зрения обычных людей, пентхаус – вещь совершенно непрактичная. Чем больше помещение, тем быстрее оно превращается в свалку (в отсутствие уборщицы). А приходящая уборщица раздражает – как всякий посторонний человек в личных апартаментах. Большие стекла требуют постоянного мытья, иначе панорама сквозь них уже не выглядит такой привлекательной. Да и птицы не дают покоя (пернатые почему-то предпочитают селиться именно под крышами зданий). Пару лет назад, к примеру, владельцы небоскреба в районе Манхеттена были вынуждены разорить гнездо краснохвостых ястребов, напавших на домашнюю карликовую собачку одного из владельцев пентхауса. Общественность Нью-Йорка возмущалась и требовала сатисфакции, но мнение богатых жильцов оказалось более весомым, чем глас «гринписовцев».

Классика жанра
Родиной пентхаусов считается Нью-Йорк – город небоскребов. Существует несколько вариантов перевода, но самый общепринятый – «дом на полях шляпы». Классический американский пентхаус представляет собой роскошный одноквартирный жилой дом, расположенный на крыше высотного здания и относящийся к наиболее дорогому жилью. В Россию «дома на крыше» пришли лишь с десяток лет назад. Хотя мало кто знает, что и в советские времена в Москве существовало нечто подобное, правда, в единственном экземпляре. Это была вилла наркома финансов Николая Милютина, построенная в 1928 году на крыше высотного здания Наркомфина по проекту архитектора Моисея Гинзбурга. Но в целом жилье на последнем этаже считалось непрестижным из-за постоянных протечек кровли. Если же копнуть еще глубже, то в дореволюционной России тесные каморки на верхних этажах, в мансардах и на чердаках традиционно предназначались для прислуги. Стать элитным такое жилье не могло хотя бы из-за отсутствия лифтов.
Настоящий бум «пентхаусостроения« начался в столице сравнительно недавно, когда на рынке недвижимости обрел четкие контуры сектор элитного жилья. Сегодня в России постепенно появляются пентхаусы, максимально приближенные к американским прототипам, хотя и со специфическими отечественными особенностями.
Правда, пока, в основном, в Москве и Петербурге. Одновременно возникает и множество «подделок», претендующих на звание «дома-шляпы»: роскошные квартиры на последних этажах, любые двух-, трехуровневые апартаменты под крышей или даже обычные мансарды. В итоге началась путаница, которая привела к тому, что покупатели и продавцы перестали понимать друг друга…
Эволюция смысла
Безусловно, все эти виды недвижимости имеют право на существование и могут быть показателем высокого достатка. Но это не пентхаусы – эксклюзивное жилье самого высшего класса. Классический американский пентхаус должен соответствовать ряду признаков:
Это одиночные апартаменты на крыше дома. Никаких соседей сверху и по бокам, благодаря чему достигается ощущение полной свободы и приватности. Можно включать громкую музыку и устраивать феерические вечеринки. Можно творить, воплощая в жизнь любую прихоть, ведь пентхаусы почти не связаны с архитектурной структурой дома. Здесь возможны оранжереи с орхидеями или собственный бассейн с видом на Кремль, не говоря уже о камине… Индивидуальная инженерная система способна сделать возможной любую планировку. И никакого шума машин и сверления стен по утрам – только тишина, свежий воздух, звездное небо и огни большого города, который в прямом и переносном смысле находится у ваших ног.
Ощущение приватности дополняет индивидуальный лифт, но в России это пока редкость. Если же пентхаус включает несколько уровней, возможно сделать отдельный лифт для путешествий по собственному дому.
Это обширное пространство площадью от 200 до 2000 квадратных метров, с высокими потолками, достигающими 12 метров. Самый просторный пентхаус в Москве – шестиуровневый особняк «Цезарь» в четвертом корпусе комплекса «Алые паруса« (1500 квадратных метров). На его огромной территории расположены два сада, вертолетная площадка и бассейн. Для владельца пентхауса предусмотрены собственный въезд с воротами и охраной, персональные автостоянка и лифт. В последнее время в Москве наблюдается тенденция к уменьшению размеров пентхаусов. В пустом огромном доме может быть неуютно и одиноко, да и поддерживать порядок в нем непросто даже приходящей прислуге. Поэтому апартаменты на крыше в 150 квадратных метров тоже считаются вполне «приличным» пентхаусом.
Обязательная характеристика – красивый панорамный вид на все стороны света. В России с этим пунктом оказалось особенно сложно. Классический пентхаус должен возвышаться над остальными строениями, открывая далекую перспективу на интересные и живописные места. Но в историческом центре и Москвы, и Петербурга Градостроительный кодекс установил строгие ограничения по строительству, поэтому возвести «высотку» с видом на Кремль крайне проблематично. Так что шикарные столичные пентхаусы часто не очень высоки и расположены слишком близко от других зданий, что нарушает основу их концепции: уединенность и вид «сверху вниз». Можно, конечно, строить «высотки» в спальных районах, но такое жилье вряд ли можно будет назвать элитным. Да и где в густо застроенной Москве найти место с одинаково красивыми пейзажами на все четыре стороны? Одно из окон непременно «уткнется» в заводскую трубу или унылую череду однотипных многоэтажек.
Поскольку красивый вид – неотъемлемая черта пентхауса, то для полного удовольствия от этого вида «дому-шляпе» необходимо максимальное остекление, в идеале – стеклянные стены от пола до потолка. Но и здесь российским архитекторам приходится отступать от канонов. Российский климат просто не позволяет делать панорамное остекление, иначе летом в таком доме будет слишком жарко, а зимой – слишком холодно. Компромисс – затемненные окна в спальнях и огромные (но не во всю стену) стекла в гостиных, максимально наполненных солнечным светом. В довершение – застекленные от пола до потолка лоджии.
Главное же отличие пентхауса от дорогой мансарды – выход на террасу, где в зависимости от пожеланий владельца можно расположить смотровую площадку, бассейн, теннисный корт или сад. Словом, предела для полета фантазии не существует.
Классификация пентхаусов
Возможен ли разговор о пентхаусах Уфы и Республики Башкортостан? Наш город (как и любая крупная столица), конечно же, имеет ряд элитных жилых комплексов с «высотками», которые по незнанию, а может, следуя моде, многие ошибочно именуют «пентхаусами». Действительно, новые дома отвечают всем современным строительным стандартам и требованиям, но не соответствуют классическому определению пентхауса… Наиболее приближены к необходимым требованиям «правильного» пентхауса двухуровневый пентхаус нового 16-этажного дома площадью 120,2 кв. м, находящегося в районе Монумента Дружбы, в новой застройке по ул. Бехтерева, и строящийся в Орджоникидзевском районе жилой квартал, состоящий из четырех 17-этажных домов и многосекционного дома высотой в 12-17 этажей. Здесь впервые в городе спроектированы «высотки» с пентхаусами, оборудованными бассейнами.

Итак, помимо высоких цен, подъемных лишь для очень узкого круга людей, а также помимо отсутствия четких критериев застройщиков и покупателей пентхаусов в России в решении данного вопроса есть несколько «но», и покупателей такого жилья подстерегает целый ряд трудностей. Строительные же нормативы застыли на уровне прошлого века и зданий высотой не более 25 этажей, поэтому даже для особняков на крыше они в обязательном порядке предполагают, например, наличие… мусоропроводов.
Другой пример: согласно тем же нормам, вентиляционные ходы всего дома должны будут пройти через пентхаус. Найдется ли архитектор, который сумеет достойно обыграть это техническое требование? Мыть стеклянные кровли и фасады, расположенные на высоте птичьего полета, теоретически можно и без помощи промышленных альпинистов, но вот решить другие практические вопросы гораздо труднее… Впрочем, имеет ли все перечисленное какое-нибудь значение на фоне того, что вы станете ближе к звездам?