Политика Летопись Герой или предатель: почему национальный герой Башкирии Заки Валиди вызывает столько споров?

Герой или предатель: почему национальный герой Башкирии Заки Валиди вызывает столько споров?

Рассказываем о поразительно ярком жизненном пути этого человека

Мы больше знаем о деятельности Валиди до эмиграции, но в мире его помнят за то, что он сделал после | Источник: Полина Авдошина, bashenc.online, collection.kunstkamera.ruМы больше знаем о деятельности Валиди до эмиграции, но в мире его помнят за то, что он сделал после | Источник: Полина Авдошина, bashenc.online, collection.kunstkamera.ru

Мы больше знаем о деятельности Валиди до эмиграции, но в мире его помнят за то, что он сделал после

Источник:

Полина Авдошина, bashenc.online, collection.kunstkamera.ru

Фигура Ахмет-Заки Валиди (он же Заки Валиди, он же Заки Валидов, он же Зеки Валиди Тоган) вызывает горячие споры и спустя 50 лет после его смерти. Отношение к нему общественности варьируется от признания национальным героем (особенно в тюркских странах и в Башкирии) и выдающимся ученым до клеймения пособником нацистов, польским, британским и даже советским шпионом.

В этой статье мы решили кратко рассказать об удивительном жизненном пути этого человека, в честь которого названы улицы, образовательные учреждения и даже Национальная библиотека Башкирии, и попытаться понять, почему же у разных людей может быть к нему настолько разное отношение.

Как всё начиналось

Ахмет-Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в деревне Кузяново в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии. Он происходил из интеллигентной семьи: отец, Ахметша Валидов, открыл при местной мечети медресе. Мать Уммулхаят преподавала там же, только в женских классах, сказано на сайте Нацбиблиотеки Башкирии имени Заки Валиди.

Ахмет-Заки с детства впитывал знания, изучал несколько языков. Учился он поначалу в медресе своего отца. Особое влияние на него оказал дядя — Хабибназар Сатлыков (Хабибназар Утяки), человек более свободомыслящий, чем родители мальчика. Именно он заинтересовал племянника светскими науками.

По данным интерактивной энциклопедии «Башкортостан», с 1910 года Валиди начал ходить на лекции в Казанский университет, а в 1912 году окончил медресе «Касимия» в Казани. Он решил посвятить себя истории и стал изучать прошлое тюркских народов. Позже написал много научных трудов и сам стал преподавать.

От имени Российской академии наук он отправился в научные экспедиции: в 1913 году — в Ферганскую область, в 1914 — в Бухару. Именно там он нашел старинную рукопись перевода Корана на тюркский язык, датированную X веком.

С 1916 года Валиди начал активно участвовать в политике. В Петрограде он присоединился к мусульманской фракции Государственной думы. После Февральской революции вошел во Временное центральное бюро российских мусульман и выступал против продолжения войны, чего требовало Временное правительство.

Заки Валиди с детства впитывал знания | Источник: Курултай БашкирииЗаки Валиди с детства впитывал знания | Источник: Курултай Башкирии

Заки Валиди с детства впитывал знания

Источник:

Курултай Башкирии

В годы Гражданской войны Валиди стал одним из лидеров Башкирского национального движения. Он выступал за федеративное устройство России и за то, чтобы мусульманские народы имели свою автономию. От Уфимской губернии он стал депутатом Всероссийского Учредительного собрания. Валиди активно боролся за создание автономного Башкортостана.

В декабре 1917 года на Всебашкирском курултае в Оренбурге его выбрали заместителем председателя Башкирского правительства и командующим армией. В 1918 году Валиди выступил против идеи единой тюрко-татарской нации, в которую якобы входили и башкиры, и образования Урало-Волжского штата.

В феврале 1918 года его арестовали по обвинению в связях с Оренбургским казачьим войском. Но уже через два месяца казачьи и башкирские отряды под командованием Александра Дутова освободили его из тюрьмы, захватив Оренбург.

С лета 1918 до начала 1919 года он возглавлял Башкирский военный совет. Валиди вел переговоры с представителями антибольшевистских сил, участвовал в Уфимском государственном совещании, на котором поддержал создание Временного Всероссийского правительства при условии продолжения деятельности национальных областных правительств.

Но уже осенью 1918 года Валиди разочаровался в белом движении — особенно после того, как Александр Колчак взял власть и начал подавлять региональные автономии. Переход общественного деятеля на сторону большевиков в 1919 году — даром, что хрупкий мир с Советами продлился недолго — стал одним из многих дискуссионных эпизодов его биографии.

Красный поворот

«Смене фронта борьбы», как сам Валиди называл произошедшее в своей книге «Воспоминания», предшествовал важный эпизод — заговор против атамана Дутова, которого уже воспринимали как реакционера и врага автономии.

Устранить его не удалось: планы лидеров эсеров Чернова и Чайкина, командующего актюбинской группой казачьих войск Махина, атамана Каргина и, собственно, самого Валиди раскрыл их врагу засланный осведомитель.

Из перехваченного вскоре послания Колчака Дутову Валиди узнал, что его и других башкирских лидеров приказано предать военно-полевому суду, а войска Башкортостана и Казахстана — расформировать. Поняв, что белые собираются уничтожить башкирскую автономию и казнить ее идеологов, он принял трудное решение: перейти на сторону большевиков.

«Переход на их сторону — мера вынужденная, — объяснял он в своих „Воспоминаниях“. — К этому вынуждает нас крайняя враждебность Колчака. Другого выхода у нас нет».

Были и другие факторы, подтолкнувшие Валиди к этому выбору. Ему писали соратники из Туркестана, Индии, Кавказа — призывали к сотрудничеству с Советами. К такому же решению пришли и лидеры Алаш-Орды. Переход на сторону красных был «согласован казахами» — как предполагалось, совместный приезд в Москву на переговоры сделал бы их позиции «более прочными».

Нравы были суровые | Источник: Гульдар Давлетова / UFA1.RUНравы были суровые | Источник: Гульдар Давлетова / UFA1.RU

Нравы были суровые

Источник:

Гульдар Давлетова / UFA1.RU

В начале 1919 года под его руководством башкирские войска перешли на сторону Красной армии. Это ослабило силы казаков и дало большевикам преимущество в регионе. Позже Валиди участвовал в переговорах о признании Башкортостана автономной республикой в составе РСФСР. Он стал главой Башкирского революционного комитета.

Но уже в 1920 году, не согласившись с тем, как Советская власть реализует идею автономии, он ушел в отставку. После этого Валиди участвовал в антисоветских восстаниях, а когда они были подавлены, вынужден был скрываться в Баку и Средней Азии.

Покидая Россию, он написал обличающее письмо Ленину, Сталину, Троцкому и Рыкову, в котором обвинял большевиков в «великодержавной политике». О том, почему Валиди решил «хлопнуть дверью», в беседе с UFA1.RU размышлял сотрудник исследовательского центра РАН и кандидат исторических наук Ахат Салихов.

«Со времен революции начались репрессии, он понял и предвидел, что его репрессируют, — говорил он. — Если бы он остался, может, работал бы какое-то время. Он мог бы стать крупным деятелем здесь, ученым, но тогда бы его репрессировали. Это сделали с его родственниками и с теми, с кем он был знаком».

Жизнь в изгнании

В эмиграции Валиди стал одним из теоретиков басмачества — движения сопротивления в Средней Азии. В 1921 году он создал Национальный совет Туркестана и даже утвердил флаг.

Однако уже год спустя освободительное движение Туркестана было сломлено (вскоре Советы создадут там Узбекскую ССР), а наш герой вынужден был снова эмигрировать. В последующие годы он жил в Иране, Афганистане, Индии, Турции, Франции, Германии.

Где бы он ни был, Валиди продолжал заниматься наукой. Получив в 1925 году гражданство Турции, успел поработать там в Министерстве просвещения. С 1927 по 1932 годы преподавал в Стамбульском университете.

В 1935 году окончил Венский университет, где защитил докторскую диссертацию. Считается, что он покинул Турцию из-за сложных отношений с ее первым президентом Мустафой Кемалем Ататюрком.

После получения докторской степени Валиди работал в Германии — до 1937 года в Бонне, куда его пригласили читать лекции, а потом, до 1939 года, — в Геттингене. В будущем это породило много слухов о том, что он якобы сотрудничал с нацистами.

В начале 1990-х у КГБ не было сведений о связи Валиди с Германией и участии в басмаческом движении | Источник: Гульдар Давлетова / UFA1.RUВ начале 1990-х у КГБ не было сведений о связи Валиди с Германией и участии в басмаческом движении | Источник: Гульдар Давлетова / UFA1.RU

В начале 1990-х у КГБ не было сведений о связи Валиди с Германией и участии в басмаческом движении

Источник:

Гульдар Давлетова / UFA1.RU

В Национальном архиве Башкирии, куда UFA1.RU обращался с вопросами по этому поводу, подчеркивали, что никаких документальных подтверждений тому, что он выступал за отделение Башкортостана или поддерживал нацистов, не было обнаружено.

Однако, по мнению члена Союза журналистов РФ, исследователя истории 112-й Башкавдивизии Бориса Малородова, это можно трактовать и как еще одно косвенное подтверждение расхожей версии событий.

«Отсутствие фактов является фактом. Такого учителя не взяли бы даже в зачуханную школу, — говорил он UFA1.RU. — Боннский университет — учебное заведение для детей западно-европейской элиты».

По всей видимости, таким же образом на это смотрела советская пропаганда и историография, которая к этому моменту уже вовсю шельмовала Валиди в прессе и литературе.

Как писал в научной статье «Заки Валиди — ученый и личность» историк Марат Кульшарипов, его называли «врагом башкирского народа», ярым националистом, «беспринципным авантюристом и честолюбцем». Сам автор статьи также сомневался в связях Валиди с Германией.

В 1939 году Валиди вернулся в Турцию, возобновив работу в Стамбульском университете (благо Ататюрка к этому моменту уже не стало). Во время Второй мировой он стал одним из идеологов пантуранизма (пантюркизма) — идеи объединения всех тюркских народов.

В 1944 году, после массовых антикоммунистических студенческих протестов, начавшихся из-за резкой критики турецкого правительства со стороны другого деятеля пантюркизма — Нихаля Атсыза, Валиди арестовали и приговорили к 10 годам тюрьмы.

Заки Валиди стал известен за рубежом благодаря своей научной деятельности | Источник: bashenc.onlineЗаки Валиди стал известен за рубежом благодаря своей научной деятельности | Источник: bashenc.online

Заки Валиди стал известен за рубежом благодаря своей научной деятельности

Источник:

bashenc.online

Государство посчитало происходящее попыткой свергнуть правительство, поэтому под суд пошли многие сторонники идеи объединения тюркских народов. Впрочем, уже через полтора года приговор Валиди пересмотрели: его освободили, а в 1947 году реабилитировали.

С того момента и до самой смерти 26 июля 1970 года ученый и общественный деятель продолжал преподавать в Стамбульском университете. Он стал автором более 400 научных работ, выступал с лекциями в разных странах, организовывал многие научные общества.

«По правде говоря, он интеллектуал, который отреагировал на преследование русскими турков и мусульман, — говорил о нем UFA1.RU историк Стамбульского лицея Юсуф Вуралл. — И естественно, русские выставили его не лучшим образом. Он признан в Турции уважаемым ученым и националистом. Он хотел и защищал единство турков. А русские этого не хотели, и они показали его как союзника Гитлера».

Яблоки раздора

Несмотря на то что в девяностые и нулевые в России и Башкирии образ Ахмет-Заки Валиди как «врага народа» начали переосмыслять, споры о его фигуре то и дело вспыхивают вновь.

В родной республике именем национального героя стали называть улицы и гимназии, но вот, например, бюст Валиди, подаренный минкультом региона Центру тюркских исследований СПбГУ в 2008 году, в 2021 году снесли после требования прокуратуры.

В надзорном ведомстве посчитали, что памятник нужно немедленно убрать, ведь в биографии ученого разглядели пособничество гитлеровцам, полякам и пантюркизм. И если про «пособничество гитлеровцам» и «пантюркизм» мы уже поговорили, то тема с поляками заслуживает отдельного внимания.

Комментируя эти заявления прокуратуры, во Всемирном курултае башкир предположили, что под «пособничеством» понимается, по всей видимости, интерес к нему со стороны спецслужб Польши в первые годы жизни Валиди в Турции.

«Совсем непонятно, какой криминал для эмигранта усмотрен в связях с польской госбезопасностью 1930-х годов, — писали в общественной организации. — Именно доступные историкам документы польской разведки показывают, что он не был польским разведчиком — он был источником информации, это разные вещи. Более того, польская и финская разведка подозревали его в работе на разведку советскую».

Тот самый бюст у СПбГУ | Источник: Amikeco через Wikimedia CommonsТот самый бюст у СПбГУ | Источник: Amikeco через Wikimedia Commons

Тот самый бюст у СПбГУ

Источник:

Amikeco через Wikimedia Commons

Следует сказать, что интернет сегодня полнится огромным количеством противоречивых утверждений о якобы имевшем место взаимодействии Ахмет-Заки Валиди с разведками самых разных стран мира, включая британскую и даже советскую.

Старший научный сотрудник исследовательского центра РАН Азат Салихов, комментируя UFA1.RU эти нескончаемые поиски «темных пятен» в биографии национального героя, связывал их с политической конъюнктурой.

«Если кому-то обстановка в республике не нравится, то кто-то начинает „ковырять“, — полагал он. — Кто-то не любит башкир, но он не может сказать так, а вот лидера нужно „покусать“».

Как бы то ни было, это не единственная острая тема, вызывающая жаркие дискуссии в башкирском обществе. Чего стоят только споры о настоящем возрасте Уфы или о личной жизни гения балета Рудольфа Нуриева! Можно вспомнить и о фигуре диссидента Владимира Буковского, родившегося в Белебее, — столь неудобной, что о ней власть имущие стараются лишний раз не заговаривать.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
113
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления