В октябре 2021 года пост замминистра транспорта Башкирии занял 45-летний Александр Клебанов. Чиновник перебрался в республику из Пермского края, где занимал аналогичную должность. Там он проработал почти три года и ушел со скандалом. UFA1.RU выяснил, чем занимался Клебанов до работы в госструктурах, как вел транспортную реформу в Перми и к чему она привела. Подробнее — в нашем материале сегодня, 14 марта.
Предприниматель из Москвы
Александр Владимирович Клебанов родился 20 августа 1976 года в Москве. Окончил два столичных вуза — Российский университет дружбы народов и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте.
Как отмечается на сайте Минтранса Башкирии, Клебанов имеет «большой опыт работы в транспортных компаниях и органах исполнительной власти и РФ». До поступления на службу в министерство Пермского края в 2018 году чиновник жил и работал в Москве. Согласно данным «Контур.Фокуса», Клебанов числился соучредителем и руководителем нескольких компаний в столице, большинство из которых связано с перевозками.
С 2013 по 2018 год Клебанов имел долю в ООО «ТрансКар», которая занималась пассажирскими перевозками наземным транспортом. В этой компании он также работал генеральным директором, но в 2017 году руководство сменилось. Сейчас организация не работает.
Помимо этого, в прошлом чиновник несколько лет был совладельцем и гендиректором прокатной компании «Арбат-А». Также у Клебанова была собственная организация — ООО «Априори», которую он зарегистрировал в 2008 году. Компания сдавала в аренду автомобили, на данный момент ликвидирована.
Заместителю министра транспорта принадлежало ООО «ЦПК», образованное в 2007 году. Клебанов также был гендиректором фирмы. Компания работала под брендом службы такси «ГлавАвтоПрокат» в Москве. В 2015 году, как сообщалось на сайте столичного мэра, Сергей Собянин вручил гендиректору «ЦПК» Александру Клебанову разрешение на осуществление таксомоторной деятельности в Москве, причем это была юбилейная лицензия.
— Сегодня для таксистов Москвы праздник: выдано 55-тысячное разрешение. И это не просто красивое число. Столько такси мы предполагали получить в Москве к 2018 и 2020 году. А сделали это гораздо раньше, — заявлял тогда Собянин на церемонии вручения.
В 2020 году организацию признали банкротом, так как, согласно определению суда, она задолжала кредиторам более 23 миллионов рублей. Такси «ГлавАвтоПрокат» больше не обслуживает клиентов.
С похожим названием у Клебанова была еще одна компания — ООО «ЦПК-М», но она работала в другой сфере. Организация занималась оптовой торговлей пивом, сейчас она прекратила деятельность.
Кроме того, Клебанов был соучредителем уже недействующего ООО «Метелица-М», которое специализировалось на азартных играх. Доля у чиновника была и в нефтяной фирме «Витязь Нефтепереработка», организация уже закрыта. Клебанов также числился соучредителем ресторанного бизнеса ООО «МСК-О», в котором владел половиной компании.
До 2011 года чиновник владел долью в ООО «Фирма "Оскордъ-М"». Соучредителем организации также была Нонна Владимировна Клебанова, московская предпринимательница. Она является совладельцем ряда компаний по управлению недвижимым имуществом и торговле продуктами. Стоит отметить, что по адресу, где было зарегистрировано несколько фирм Клебанова, числилось ООО «Барбарис», которым владеет Нонна Клебанова.
Еще в далеком 2008 году бизнесмен баллотировался в депутаты муниципального собрания внутригородского муниципального образования Перово в городе Москве второго созыва, но безуспешно.
Транспортная реформа в Пермском крае
В ноябре 2018 года Александр Клебанов занял пост заместителя министра транспорта Пермского края. Он возглавил краевое транспортное обслуживание, а также стал куратором региональной транспортной реформы. Покинул должность чиновник в июле 2021 года, написав заявление об увольнении по собственному желанию.
Как рассказал наш коллега из 59.RU Кирилл Хафизов, в рамках реформы Минтранс региона определил новых перевозчиков по нескольким направлениям. Так, обслуживать автобусные маршруты стало подведомственное министерству ПКГУП «Автовокзал». При этом раньше предприятие занималось автовокзалами региона, но их передали в концессию. Кроме того, при Клебанове в Пермь зашли перевозчики ООО «РТ Лайн» из Москвы и ООО «Автомиг», подконтрольное группе компаний «Ранд-Транс» из Московской области. «Ранд-Транс» также осуществляет перевозки в Москве, Ярославле, Рыбинске, а с недавних времен и в Уфе. По сведениям «Фонтанки», фирма через несколько посредников связана с сыном главы МВД России Владимира Колокольцева.
Перевозчиков начали обновлять в 2020 году. Администрация Перми объявляла ряд аукционов на право обслуживания маршрутов. Причем частные перевозчики подавали десятки жалоб на конкурсную документацию в ФАС. Часть заявлений были отозваны, а остальные обращения признали необоснованными. Антимонопольная служба признала лишь частично обоснованными заявления о критериях конкурсной составляющей.
В мае 2020-го администрация Перми заключила с ООО «АвтоМиг» и ООО «РТ-Лайн» контракты на обслуживание автобусов в течение пяти лет. В первый же день работы перевозчиков мэр Перми Дмитрий Самойлов раскритиковал их работу.
— Допустила сбой компания «РТ-Лайн», были проблемы в работе автобусных маршрутов, — сообщал Дмитрий Самойлов на своей странице в Instagram. — Не обеспечил полное выполнение графика и перевозчик «Автомиг». По итогам первого дня общее количество вывода автобусов на линию составило 92%, что гораздо меньше нормативного уровня.
В конце того же года договор подписали и с ПКГУП «Автовокзал». Стоит отметить, что в автопарке перевозчика было 44 автобуса «НефАЗ-5299», а также, по данным управления государственного автодорожного надзора (МУГАДН), более 100 транспортных средств, принадлежащих ГК «Ранд-Транс». При этом, согласно информации портала «Фотобас», часть этих автобусов продолжала ездить на регулярных маршрутах в Подмосковье. После объявления победителей торгов информация о праве собственности «Автовокзала» на автобусы частной компании исчезла из МУГАДН. Отметим, количество машин во владении участников госзакупки было одним из критериев конкурса.
Конфликт с частниками
Частные автобусные перевозчики обвиняли лично Александра Клебанова в скандале с началом краевой транспортной реформы. В конце 2020 года Министерство транспорта отстранило от работы предпринимателей раньше истечения срока выданных свидетельств, с чем перевозчики не согласились. Частники обратились с иском в Пермский краевой суд, который наложил обеспечительные меры, позволившие прежним перевозчикам продолжить свою работу.
После наложения обеспечительных мер Минтранс в начале 2021 года запустил несколько автобусов перевозчика «Автовокзал», которые практически дублировали коммерческие маршруты. Предприниматели считали, что новые маршруты появились незаконно. Как объясняла юрист, представляющая интересы частных перевозчиков, основанием для начала работы нового маршрута является то, что он должен быть отражен в документе планирования.
— Маршрутов [«Автовокзала«] в документе планирования нет, соответственно, их запустили незаконно. Они их не включили в документ планирования, но включили в реестр. Это нарушение 220-го федерального закона, — сообщала юрист в беседе с 59.RU.
В Минтрансе региона заявляли, что маршруты были организованы согласно распоряжению ведомства, а их схемы согласованы с администрацией Пермского муниципального района и департаментом транспорта Перми. Спустя полгода частные перевозчики перестали обслуживать несколько межмуниципальных автобусных маршрутов. Один из предпринимателей полностью прекратил перевозку пассажиров и выставил свои автобусы на продажу.
Желтое такси
Также с деятельностью замминистра связывают инициативу обязать оформить все автомобили такси региона в желтый цвет. В Минтрансе объясняли, что нововведение поможет бороться с нелегалами.
— Для пользователя такси это будет означать, что у перевозчика есть лицензия, автомобиль прошел технический осмотр, а водитель — проверку у врача. Также такие машины легко будет выделить в потоке автомобилей, — объяснили в ведомстве.
Однако против этой идеи выступили ряд таксомоторных парков и Общественный совет по развитию такси. Общественники заявляли, что на оклейку машин потребуются дополнительные расходы. Кроме того, водителям пришлось бы перерегистрировать транспорт в ГИБДД, вести переговоры с кредиторами или лизинговыми компаниями. Не поддержали предложение и в Институте территориального планирования, которому было поручено разработать методические рекомендации по оформлению таксомоторов.
После ухода Клебанова Минтранс региона отказался от идеи перекрасить такси в желтый цвет. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин не поддержал эту инициативу, выступив за новую концепцию возможных требований к визуальному оформлению таксопарка.
Доход и имущество
Согласно декларации за 2020 год, доход Александра Клебанова во время работы в Минтрансе Пермского края составлял 2,6 миллиона рублей. Также в этот период у чиновника в пользовании находилась квартира площадью 42 квадрата.
В собственности у замминистра числится половина доли в квартире площадью 73,1 квадратного метра. Согласно выписке из Росреестра, Клебанов с 2006 года владеет половиной квартиры такого же метража в Москве. Его жилище находится в обычной 16-этажке 1976 года постройки. Остальная часть квартиры принадлежит Анастасии Александровне Клебановой.
Как указано в декларации о доходах Клебанова, у него есть двое несовершеннолетних детей. Один ребенок владеет квартирой площадью 38,7 квадрата, также у него в пользовании есть квартира на 47,8 квадратного метра. У второго ребенка в пользовании числится квартира площадью 92 квадрата.
Кроме того, согласно выписке из Росреестра, чиновник вместе с Нонной Клебановой, которая упоминалась выше как соучредитель бывшей компании замминистра, владел двухэтажным домом площадью 1,1 тысячи квадратов в дачном поселке Малаховка Московской области. Сейчас это здание и участок площадью 4,5 тысячи квадратных метров, где оно расположено, полностью принадлежат Нонне Клебановой.
Работа в Минтрансе Башкирии
В декабре 2021-го, спустя всего несколько месяцев работы Александра Клебанова в Башкирии, автобусы подмосковного «Автомига» появились и в Уфе. Как сообщала руководитель Ассоциации перевозчиков Наталья Тептерева, транспортные средства перевозчика вышли на 233-й маршрут, хотя его обслуживает компания «Уфалайн». В январе «Автомиг» начал обслуживать новый маршрут в Уфе — № 167, который власти запустили, по их словам, «по многочисленным просьбам жителей».
Как замечали наши коллеги из 76.RU, транспортная компания «Ранд-Транс», под контролем которой находится перевозчик, появляется в провинциях одновременно с решением властей избавиться от маршруток, чтобы заменить их на большие автобусы. Как раз в конце прошлого года в Уфе разгорелся скандал с частными перевозчиками, которые считают, что власти выдавливают их из города. В частности, у мэрии и Минтранса Башкирии возник конфликт с Виктором Искалиным. Он боролся за транспортные карты на два его маршрута, действие которых мэрия приостановила. Искалин также сообщал, что Клебанов звонил его водителям на личные номера, требуя «перестать жаловаться» и предлагая им сменить место работы.
В результате предпринимателя лишили лицензий на маршруты, из-за чего он теперь не может осуществлять перевозки в городе. Местные перевозчики беспокоятся, что ситуация с Пермью, где частников заменили московскими компаниями, может повториться и в Уфе.