Уфимцы захотели купить смартфоны подешевле, перевели деньги продавцу, но товар так и не увидели. По их словам, предприниматель перестал отвечать на звонки. Ситуацией заинтересовался Роспотребнадзор. Рассказываем, что об этом известно.
Новый магазин электроники от ИП Эльвины Ситниковой, судя по записям в соцсетях, появился на улице Менделеева в Уфе в мае 2024 года. Продавец утверждал, что выставляет только оригинальную технику и предлагает «лучшую цену в городе».
По данным «Контур.Фокуса», ИП Ситникова зарегистрирована в Михайловке Уфимского района в сентябре 2023 года. Вид деятельности — торговля мобильными телефонами, в том числе через интернет. В базе указано, что по онлайн-кассам выручка ИП только за июль 2024-го составила 1,5 миллиона рублей. На неё есть несколько исполнительных производств по штрафам от ГИБДД. Судебных дел пока нет.
Например, iPhone 15 Pro они продавали за 91 тысячу рублей, тогда как в известном магазине он стоит 130 тысяч рублей. Или наушники: выставили за 40 тысяч рублей, хотя стоят они вдвое больше. Продавец обещала годовую гарантию и скидку 30% на покупку аксессуаров. Казалось бы, идеальные условия: мало того, что за телефон экономишь 40 тысяч, так ещё и наушники со скидкой берёшь.
Всё пошло не так почти с самого начала: судя по отзывам в онлайн-картах, уфимцы заказали себе смартфоны ещё летом 2024 года, внесли 100% предоплаты, но заказ свой не получили.
— С момента заказа прошло 4 месяца, игнорят, кормят завтраками, магазин работает, — написала уфимка в ноябре 2024 года.
— Срок поставки давно подошёл, сообщения игнорируют, говорят: «с вами свяжутся» и тишина, — заявила другая в том же месяце.
— 44 дня с момента заказа. Заказа нет. Возврата денег нет, — писал в сентябре 2024 года пользователь карт.
При этом магазин продолжал существовать. Об этом свидетельствует другой отзыв: там мужчина пишет, что приходил туда, предлагал уже доплатить и забрать телефон, но ему отказывали, мол, срок доставки вот-вот подойдёт.
В одном из отзывов опубликован договор купли-продажи: в нём чётко сказано, что поставщик (то есть ИП) обязан доставить товар, а покупатель его оплатить. Срок доставки — от 30 до 45 дней по городу. Можно было и самому вывезти из магазина (почему этим покупатели не воспользовались — непонятно). Уфимка, чей это договор, заплатила 85 тысяч рублей за iPhone 15 Pro Max, который в магазинах стоит от 115 до 160 тысяч рублей.
Представители магазина, по словам недовольных клиентов, объясняли происходящее проблемами с логистикой. В декабре магазин закрылся.
Житель Казани Эмиль рассказал UFA1.RU, что его супруга тоже попалась на эту уловку: в сентябре и ноябре она сделала два заказа на общую сумму в 400 тысяч рублей. Когда товары не привезли, он стал писать в магазин.
— Каждую неделю меня кормили завтраками, что товар скоро придет, ждите, в ближайшее время отправим. Спустя длительное время переписок с логистикой магазина, я начал замечать, что накрученные магазином отзывы в 2Gis, начали перебивать реальные, где люди жаловались на постоянный обман и перенос сроков, — рассказал Эмиль.
Он написал и свой отзыв, после чего с ним связался магазин и сказал, что он же всё получил. Действительно, получил, но это было летом, а новые заказы сделаны осенью. Менеджер магазина объяснила проблему уже не логистикой, а самими покупателями: мол, те уезжали в отпуска, не писали, не звонили, заказы наложились друг на друга.
Эмиль предложил руководителю магазина сделку: ему присылают заказ, а он исправляет отзыв.
— Естественно, обещания она свои не выполнила, я опубликовал отзыв повторно, но уже указав свой номер телефона, чтобы другие пострадавшие, либо еще не потерпевшие смогли выйти со мной на связь и узнать обо всем, что там происходит, — говорит Эмиль.
Парень рассказывает, что ему стали звонить другие пострадавшие — их набралось немало. Причём были не только россияне, но и студенты из Индии. Суммы были разными: от 85 тысяч рублей до 3 миллионов рублей.
— Мною были выслушаны истории, как некоторые по несколько дней приходили в магазины и сидели днями отпугивая клиентов, чтобы им выдали их товар, — рассказал житель Казани.
Когда пострадавших набралось очень много, он создал чат, куда их всех пригласил, а те стали звать других обманутых. В итоге, говорит парень, за день в чат вступало до 50 человек. По его словам, пострадавших набралось свыше 500 человек. Однако сами люди полагают, что это число может быть вдвое больше.
Обманутая уфимка рассказала UFA1.RU, что сделала заказ в конце сентября, но за два последующих месяца, что продавец поддерживал связь, она телефон не получила.
— В связи с текущей ситуацией с параллельным импортом сроки доставки значительно увеличились. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы ускорить процесс и доставить ваш заказ как можно быстрее, — говорилось в объяснении продавца.
В конце ноября магазин перестал выходить на связь.
На ситуацию обратил внимание Роспотребнадзор Башкирии — ведомство заявило, что подаст в суд на ИП и призвало пострадавших присоединиться к их иску.
— Потребителями заключены договоры купли-продажи технически сложных товаров (телефоны, приставки и так далее), при этом в срок, указанный в договорах, товары не доставлены. Потребители обратились к продавцу с требованиями о возврате денежных средств, однако деньги не возвращены, — говорилось в сообщении ведомства.
Казанец Эмиль и другие пострадавшие, по его словам, наняли юриста. Они тоже готовят иск в суд к предпринимателю. Судя по отзывам, обманутые нашлись и в других городах — например, в Нижнекамске. Его житель писал официальную претензию магазину, но ответа не получил.
Как сообщили UFA1.RU в МВД Башкирии, заявления на продавца поступали.
— В настоящее время расследование уголовного дела, возбуждённого по статье 159 УК РФ («Мошенничество»), продолжается, — сказали в полиции.
Мы также позвонили по номеру магазина, но он уже числится заблокированным. В мессенджеры в последний раз абонент заходил в конце ноября.
При этом соцсети тоже заброшены, хотя в них остались снимки довольных покупателей.
Ранее UFA1.RU рассказывал о подобной истории. Магазин «Мобилайф» на Центральном рынке завлёк покупателей низкой ценой на телефон. Покупателей тоже кормили завтраками и обещали вот-вот привезти заказы. Как писал Telegram-канал «Честный репортаж», 12 человек написали заявления в полицию, директора магазина отправили под домашний арест минувшей осенью.