Сотрудники региональной Гострудинспекции в суде доказали, что смерть 63-летнего водителя «Башавтотранса» из-за болезни сердца была связана с производством.
По данным ведомства, мужчине стало плохо 14 марта 2024 года в «Уфа-Арене», где он вместе с коллегами принимал новые автобусы. Водитель упал на землю, когда было построение для проведения инструктажа. Ему вызвали скорую, но не спасли: он умер в машине по дороге в больницу. Судебно-медицинская экспертиза показала, что смерть наступила в результате хронической ишемической болезни сердца.
Гострудинспекция Башкирии сообщила, что водитель регулярно привлекался к сверхурочной работе без письменного согласия:
за 2023 год 63-летний мужчина отработал сверх нормы 855 часов (при максимально допустимых 120 часах в год);
за два с половиной месяца 2024-го сверхурочка составила 137 часов.
Эти переработки развили у водителя ишемическую болезнь сердца, то есть усматривается косвенная связь между наступившей смертью и нарушением работодателем режима труда и отдыха работника.
По данным ведомства, производственный характер несчастного случая отрицал не работодатель, а Социальный фонд, который выплачивает единовременную страховую выплату.
— Региональное отделение СФР пытается обжаловать акты Н-1 уже не в первый раз, полагая, что несчастный случай со смертельным исходом не может быть квалифицирован комиссией как связанный с производством, если причиной смерти пострадавшего в заключении медорганизации указано общее заболевание. Как, например, у водителя Стерлитамакского ПАТП — филиала ГУП «Башавтотранс», — продолжили там.
Работники уточнили, что в соответствии с позицией Верховного суда РФ, в зависимости от конкретных обстоятельств «естественная смерть» на рабочем месте (то есть, не в результате травмы) может быть признана связанной с производством.
Так, на основании этого по результатам расследования был оформлен и утверждён акт формы Н-1. Верховный суд РБ апелляционным определением от 19 декабря 2024 года поддержал позицию надзорного ведомства.
— Таким образом, уже в очередной раз признание нами смерти на рабочем месте в результате общего заболевания, связанной с производством, подкреплено судебным решением, — рассказывала руководитель Гострудинспекции Татьяна Астрелина. — В интересах работодателей не допускать нарушений трудового законодательства — они могут привести вот к таким трагическим последствиям. Если в отношении работника не соблюдается режим труда и отдыха или он не прошел медосмотр, а его допустили к работе, настаивать на «естественной» причине смерти не получится — ни работодателям, ни Социальному фонду.
Мы также обратились за комментарием в «Башавтотранс» и опубликуем их пояснения о случившемся после получения ответа.