В прошлом году в Башкирии случилась жесткая авария. В Благовещенске пьяный водитель «Лады» съехал с дороги и насмерть сбил идущего по тротуару местного жителя. Его признали виновным, но родственники погибшего возмущены — за пьяное смертельное ДТП мужчине грозит колония-поселение. Сегодня, 6 июля, рассказываем подробности трагедии и последующего разбирательства.
Авария произошла в начале октября 2022 года в Благовещенске, который находится в 50 километрах от Уфы. Около пяти вечера 53-летний Евдоким (здесь и далее все имена изменены. — Прим. ред.) вышел из дома, и через 100 метров на него налетела «Лада».
Пьяный Владислав летел по дороге вместе с такой же пьяной женой за добавкой, хотя в их округе были магазины. По словам семьи погибшего, они пили уже два дня, якобы отмечали день рождения женщины. Водитель летел по дороге, захотел обогнать машину впереди, но не справился с управлением, вылетел на тротуар и припечатал в столб идущего Евдокима.
Очевидцы тут же позвонили в скорую, но было поздно. Евдокиму оторвало голову.
Как нам пояснила адвокат Наталья Гилязова, целых частей тела и органов у погибшего не осталось. Описание травм заняло половину листа А4: тупая травма груди и живота, многочисленные кровоизлияния, перелом ребер, разрыв сердечной мышцы, размозжение селезенки, разрывы печени. Это далеко не полный список. У водителя нашли в крови 1,9 промилле алкоголя. Его жена скрылась с места ДТП на авто.
— Я его убил, — сказал он жене Евдокима, которая выбежала на шум и в слезах упала на траву. По словам родных погибшего, Владислав сказал это с гордостью.
— Я как раз там была, возле дома. Столб перегнулся, как тростинка. В суде про скорость никто не говорил. Они летели так, что перелетели через слив, — говорит жена покойного. — Меня эмоции переполняют, какое безобразие в суде произошло. Ни одной части там не было целой.
Согласно закону, в населенных пунктах запрещено движение быстрее 60 километров в час.
Как рассказал сын погибшего, Владислав и его супруга не связывались с ними после трагедии и не предлагали помощь.
— Сначала говорил, что виноват, потом вину не признал. После разговора со следователем он снова вину признал, — вспоминает мужчина. — Перед самим судом, когда прижали, решил извиниться, позвонил. Я сказал: «Мне это неинтересно. Вы дальше будете пить-гулять».
«Жизнь моего папы стоила бутылки водки. Он в суде сказал, что поехал за ней»
Адвокат затребовала с виновного 3 миллиона рублей компенсации, по одному на каждого члена семьи — это жена, 30-летний сын и 20-летняя дочь. Но защитник водителя сказал, что сумма слишком большая. Выплатили только 500 тысяч рублей:
— Пытаются выставить нас негодяями, будто мы расцениваем жизнь отца в деньгах. У меня сестренка еще не доучилась, мама одна. Дочку еще содержать надо. Я им подошел, сказал: «Выплачивайте всё, что затребовано, и я вас забуду. Вы мне неинтересны, вы не человек». Они всё перевернули и сказали, что нам нужны только деньги.
По словам родственников, Владислав так и не раскаялся. Во время второго заседания, которое прошло в апреле, судья несколько раз предлагал ему извиниться, но виновный молчал. Одно простое слово он сказал только на пятую просьбу. Суд назначил виновному в смерти человека пять лет колонии-поселения.
— Я когда вышел [из зала суда], они все судью благодарили, — рассказал сын погибшего в ДТП.
Семья погибшего считает это наказание несправедливым. Сравнивает личную трагедию с историей актера Михаила Ефремова, которому за аналогичное преступление дали 8 лет колонии общего режима, она строже колонии-поселения. Решение суда родные Евдокима обжаловали, чтобы добиться более сурового наказания и выплаты компенсации. Сейчас виновного обязали выплатить 2,1 миллиона рублей.
Владислав подал апелляцию, чтобы выплатить меньшую сумму. Он ссылается на то, что активно сотрудничал со следствием, хотя мог отказаться, а два миллиона — огромные для него деньги, так как он уже залез в долги, а родственники погибшего и вовсе злоупотребляют возмещением компенсации. Тем более что некоторые виновники ДТП, как говорится в апелляции, «вообще ни копейки не выплачивают потерпевшим».
— Апелляционная жалоба построена на искажении фактических обстоятельств. Вину свою полностью признал, от наказания уклониться не пытался. Потерпевшая сторона вела себя агрессивно. Извинения подсудимый принес и до самого процесса, но потерпевшие говорили, что не нужны его извинения, их интересовали только деньги, — значится в апелляции.
— Чтобы смягчить приговор, начали в суде давить на то, что у него мать-инвалид, три ребенка, жена болеет сахарным диабетом. Но почему-то, когда ехали за бутылкой водки пьяные, никто не думал, что все болеют и дети одни останутся. Нелюди, никакую вину не чувствуют за собой, — негодовал сын погибшего в разговоре с нами.
Скоро пройдет новое слушание в Верховном суде.
— Всё это настолько противно в моральном плане. Мои клиенты больше всего возмущены тем, что если вы актер Ефремов, личность публичная, то можно дать 8 лет, несмотря на то что возместил моральный вред. А если ты Вася Пупкин из Благовещенска, то можно дать и колонию-поселение, ничего страшного. Мы хотим, чтобы суд назначил реальное наказание — общий режим и 6–8 лет, — объяснила адвокат.
В прокуратуре считают, что оснований для изменения приговора нет, поскольку Владислав не судим, причинил смерть по неосторожности и поводов для более строгого наказания нет. Документ с пояснением ведомства имеется в распоряжении редакции.
— Суд выносит приговор, основываясь на своем внутреннем убеждении. Пьяного, конечно, надо сажать по полной. Смягчающих быть не может. В любом случае есть право обращения с кассационной жалобой. Я думаю, прокуратура не должна соглашаться. Вопрос в том, какое наказание просил прокурор. Но у нас всегда практически с любым приговором кто-то не согласен: либо потерпевший, либо осужденный, — объяснил юрист Роман Петров.
Глава Башкирии Радий Хабиров призывает жестко разбираться с пьяными водителями и называет их «уродами». В качестве карательных мер он предложил отбирать у них автомобили.