Поздно вечером 9 сентября загорелся ТЦ «Меркурий». Людей срочно эвакуировали, в суматохе часть посетителей начала забирать товары с полок, торговцы соседнего рынка, которых тоже вывели, пытались спасти вещи от огня и мародеров. Собралась огромная толпа зевак, полицейские оцепил квартал, но зрители не желали расходиться. Огонь бушевал всю ночь и даже на утро не был окончательно потушен. Подробности — в репортаже UFA1.RU.
«Выходи срочно, горим!»
Вечером Лилия заканчивала смену в кафе KFC, который расположен на первом этаже торгового центра «Меркурий». До конца оставалось еще три часа, вдруг люди в зале засуетились, у Лили зазвонил телефон. «Выходи срочно! В здании пожар! Горим!» Это звонила ее подруга, которая работала на прилегающем к ТЦ Колхозном рынке. К этому моменту в «Меркурии» уже прибыли пожарные, людей начали эвакуировать. В суматохе посетители прихватывали с собой товары с оставленных продавцами полок. Некоторые пытались отбиться, записывали всё на камеры телефонов, стыдили: «Берите-берите, вас найдут». На рынке картина была ничуть не лучше.
— Мародеры хорошо погуляли. Дикие, дикие люди! Совсем человечности нет, — сетовала Лилия, которая, выйдя из ТЦ, стала помогать подруге спасть вещи.
Возгорание началось на втором этаже первого корпуса, но к прибытию пожарных огонь уже перекинулся на крышу. Она вовсю полыхала, обдавая квартал густым дымом. Машины МЧС выстроились перед зданием, на место прибывали дополнительные бригады. Двое спасателей с вышки заливали крышу из шланга, но этого явно было мало.
Между центральным входом и расположенной напротив алеей установили штаб руководителя по тушению, который раздавал указания подчиненным по рации. За его спиной стояла огромная толпа зевак, полицейские пытались их разогнать — пока вяло и безуспешно, спустя час после начала ЧП они даже оградительную ленту не успели размотать, только перекрыли ведущие к ТЦ автодороги.
Работники бутиков, которые успели вынести часть вещей, сложили их недалеко от входа в здание и бдительно охраняли. Они смотрели на горящий ТЦ, где остался их товар, недовольные работой пожарных. К штабу начали стягиваться раздраженные торговцы. Они толпой обрушились с руганью на руководителя тушения.
— Почему только двое поливают?! — кричал с акцентом один из разгоряченных мужчин. — Почему остальные машины стоят?! Что вы просто ходите туда-сюда?! Вы что ждете, когда всё сгорит?!
— Мы работаем. Там тонкие конструкции, всё может сложиться как [карточный] домик. То, что там горит [сильно], хорошо — слабые конструкции выгорят. Только, прошу вас, не мешайте, давайте не будем горячиться. Мы локализуем пожар, — пытался объясниться пожарный.
Вдруг кто-то вспомнил, что в одном из корпусов работал контактный зоопарк. В нем живут еноты, кролики, мартышки, мангусты, дикобразы и экзотические птицы. «Животных не забыли?! Животных надо спасть!» — закричал торговцев. Спасатели их успокоили: зверей, как и всех людей в ТЦ, эвакуировали. Никто не пострадал, если не считать двух покусанных сотрудников МЧС.
«Ты знаешь, на сколько денег у меня там вещей?!»
В это время у правого крыла ТЦ, где располагается рынок, назревал бунт. Полицейские закрыли ворота, но толпа торговцев, которую успели вывести, опомнилась: здание продолжало гореть, дым валил все сильнее и сильнее, пламя с крыши капало прямо на их палатки. Они просили — умоляли, требовали — охранников пустить их обратно, чтобы спасти товар, пока еще не поздно. Те оставались непреклонны.
Тогда палаточники проделали дыру в заборе, выстроились цепочкой и выносили вещи, складывая их под козырьками у офисов соседнего дома. Заметив это, двое полицейских с дубинками преградили лаз и попытались отогнать людей. Те как будто не обращали внимания на увещевания полицейских, сопротивлялись, пытались протиснуться через них, а, когда не смогли этого сделать, навалились толпой.
— Ты знаешь, на сколько денег у меня там товара?! — один из торговцев схватил полисмена за грудки.
— Это небезопасно! Разойдитесь! — повторял тот.
Дело грозило перерасти в драку. Пара полицейских вряд ли бы её выстояла, но на их счастье прибыло, пусть и небольшое, подкрепление.
— Там всего лишь вещи, ничего с ними не случится. Ждите или мы сейчас просто всех разгоним, — принялся успокаивать толпу охранник.
Осознав то ли бессмысленность сопротивления, то ли угрозу последствий стычки с правоохранителями, несколько мужчин из числа продавцов стали уводить товарищей. Они окружили горы одежды, которую успели вынести, и безучастно наблюдали, как горит здание.
— Стой здесь! Только стой здесь! Никуда не уходи, слышишь! — рыдала полная блондинка, обращаясь к приятелю. — Я сейчас найду машину и мы всё увезем! Только не уходи! Если ты уйдешь, то... я тебе... не смей уходить, понял?!
— Да не истери ты, — огрызнулся тот.
— Не истери! — женщина взорвалась еще пуще. — Тебе легко говорить, это не ты кредит брал!
Вдруг на верхнем ярусе многоэтажной парковки ТЦ появился силуэт человека. Среди людей пошел слух, что и машины могут пострадать. Пожарные поспешили заверить, что огонь туда не доберется. В человеке на парковке стоящая внизу компания молодых парней узнала своего отбившегося парой часов ранее друга. Они начали громко давать ему указания, как выбраться. На это обратил внимание полицейский.
— Стой на месте! — заорал он и по рации передал, что надо эвакуировать с парковки оставшегося посетителя, а после пробормотал: — Ну даёт, и как он там очутился?
«Весело — как в День города!»
Полиция и пожарные наконец оградили прилегающую территорию желто-черными лентами. Зеваки по-прежнему не желали расходиться. Случайные прохожие останавливались, стайки молодежи, прикладываясь к бутылкам с алкоголем, и парочки любовались полыхающим пламенем на крыше ТЦ и клубами дыма, растекающимися по ночному небу.
Единственный на всю округу круглосуточный магазин ломился от очереди. В тесном кафе, где отпускали пиво и крепкий алкоголь, за столиком заседала шумная компания. За соседним столиком та самая блондинка, которая недавно изводила своего приятеля просьбой приглядеть за вещами, с плачем и всхлипываниями рассказывала подругам о постигшем её горе.
— Как в День города, — с улыбкой сказал друзьям за большим столом вновь пришедший мужчина.
На выходе блондинка встретила двух других палаточников и в очередной раз начала клясть судьбу.
— Ну и чего плакать? Слезами горю не поможешь, — философски заметил её коллега по несчастью и повторил сказанное ранее одним из полицейских: — Это всего лишь вещи. От того, что ты себя доведешь, целее они не станут.
— Тебе легко говорить, — возмутилась блондинка. — Ты свои фрукты завтра вытащишь, и нормально. А у меня там одежда на кредиты — хана.
— У меня там мясо, — вздохнул второй мужчина, но пускаться в переживания не стал.
— Главное, сами живы остались, — заключил его друг.
Через громкоговоритель полиция призвала торговцев собраться на углу дома, чтобы всех записать, а позже собрать, чтобы те могли забрать товар. Правоохранители посоветовали продавцам расходиться и возвращаться к девяти часам.
У здания руководитель тушения разговаривал с прибывшими главой Госкомитета Башкирии по чрезвычайным ситуациям Фаритом Гумеровым и заместителем премьер-министра Иреком Сагитовым. До этого пожарный с записи облетевшего ТЦ квадрокоптера оценил масштаб бедствия.
— Вертолета не хватает, — развел он руками.
— Не хватает, — Сагитов повторил жест коллеги, — а что делать?
В стороне, ожидая новых указаний, двое спасателей глядели на горящее здание.
— До утра тушить будем, — произнес один.
— До утра всё сгорит, — отозвался второй.
Но и к утру им не удалось окончательно потушить пожар, хотя открытое горение ликвидировали после трех часов ночи и вертолет все-таки прибыл. Вторую часть репортажа с места пожара читайте в ближайшее время на UFA1.RU.