
В Уфе в понедельник, 25 января, в одном из цехов завода ПАО «Уфаоргсинтез», который входит в состав компании «Башнефть», произошел пожар. Загорелись две емкости по 25 кубометров с метано-водородной фракцией.
UFA1.RU выяснил личности погибшего и пострадавшего сотрудников, спросил у эксперта, как скажется пожар на производстве и сколько времени потребуется на его восстановление.
Что известно о пожаре и его последствиях
Сообщение о пожаре на территории завода поступило в МЧС в 19:20. Пожару сразу присвоили 4-й ранг сложности из пяти возможных. На тушении были задействованы 127 пожарных, на место выехал сам глава министерства МЧС Башкирии Марат Латыпов.
Как сообщили республиканские спасатели, разгерметизировались и загорелись две емкости объемом по 25 кубометров с метано-водородной фракцией.
— Одна емкость разрушена, выделяющийся из второй емкости газ горит факелом высотой 10–15 м, — рассказали они.
В окрестностях завода и жилом секторе работала мобильная лаборатория. К счастью, было установлено, что концентрация вредных веществ в воздухе норму не превысила.
На полную ликвидацию пожара спасателям потребовалось 11 часов — об окончании работ они рапортовали в 06:33 на следующий день, 26 января.
«Так бахнуло! Окна все повышибало!»
Одним из первых пожар записал на видео очевидец по имени Фаниль. Он находился в этот момент на работе в домике.
— Была сильная вспышка. Похожая, вот как атомные бомбы испытывают. Я быстро вышел на улицу, потом смотрю — там горит что-то. Походил, походил — тут второе возгорание. Такой вспышки уже не было. Потом — третье возгорание, — рассказал UFA1.RU Фаниль.
Как сообщил корреспонденту собственный источник UFA1.RU, взрыв произошел в цехе, куда подавали аммиак.
— Так бахнуло! Окна все повышибало. Думали, у нас на площадке горит. Оказалось, что у соседей, — рассказал он.
С самого начала спасатели сообщали об одном пострадавшем сотруднике завода и об одном пропавшем без вести. Позднее самые худшие опасения подтвердились — его нашли погибшим.
Мы выяснили, что при пожаре на заводе погиб 50-летний Вадим Анкудинов, он работал аппаратчиком газа 6-горазряда в цехе, где произошел взрыв. Корреспондент UFA1.RU отправились к родным Вадима поддержать их в тяжелую минуту, однако дверь в его квартире в Черникове никто не открыл. Соседи признались, что фамилия им знакома, но предположили, что, скорее всего, он здесь был только прописан, а проживал по другому адресу.
А вот в ассоциации спортивных журналистов Башкирии Вадима знали хорошо — он был воспитанником уфимского спортклуба имени Николая Гастелло и одним из лучших защитников башкирского любительского футбола в 90-х годах.

— Вадим не попал в основной состав главной команды Башкирии того времени и принялся штурмовать вершины любительского футбола, выступая за «гастелловский» дубль, мелькнувшую на республиканских орбитах уфимскую команду «ВАМА», а затем — за коллектив из Белебея. — рассказали в ассоциации, — В середине 90-х Анкудинов в одном из сезонов официально признавался даже лучшим защитником чемпионата Башкирии.
Несмотря на травмы, до последнего Вадим был защитником компании «Ирбис». А параллельно почти 20 лет он работал на предприятии «Уфаоргсинтез», хотя официально был на пенсии. У него остались супруга и 8-летний сын.
Мы выяснили и личность пострадавшего при пожаре заводчанина. 38-летний механик Рафаэль Валиев с отравлением токсичными веществами средней тяжести сейчас находится в городской больнице № 21. Общаться с журналистами его родные отказались.
— Мы ничего вам не скажем, — ответили в домофон родственники и отключили связь.
«Снизили нагрузки производства»
Уфимский завод синтетического спирта был основан в 1949 году, через семь лет был введен в эксплуатацию. В 1994 году на его базе образовали акционерное общество открытого типа «Уфаоргсинтез». Компания входит в состав нефтеперерабатывающего комплекса ПАО АНК «Башнефть». «Уфаоргсинтез» выпускает около 30 наименований нефтехимической продукции и 25 наименований товаров для потребителей. В 2013 году завод вырабатывал около 25% выпускаемого в России фенола, 15% ПВД и 14% полиэтилена.
Как рассказал бывший сотрудник «Башнефти» Фаниль Куриянов (имя изменено. — Прим. ред.), на территории предприятия есть несколько больших цехов, у каждого из них разные задачи. По словам Фаниля, в цехе, где произошел пожар, проводили пиролиз.
Пиролиз (от греч. pyr — огонь, жар и lysis — разложение, распад) — термическое разложение органических соединений без доступа воздуха. При пиролизе образуется синтез-газ (сингаз), а также другие продукты.
Газы, полученные при пиролизе, перегоняли в другие цеха и перерабатывали в полиэтилен, полипропилен и другие полимерные материалы. По словам Фаниля, дублер у пиролизного цеха есть, но не все так просто.
— Аналогичный газоразделительный цех есть, но он старый, и производительность у него намного меньше, чем у того, где был пожар. Полностью обеспечить потребность завода в газах он не может. Сотрудники уже наполовину разгрузили полиэтиленовые цеха и снизили нагрузки производства, — отметил Куриянов. — Когда-то таких цехов было три — один большой и два маленьких. Один из них убрали после модернизации того, где был пожар.
Мнение эксперта: «Будет ощущаться общее падение переработки»
На вопрос: насколько страшен для производства выход из строя пиролизного цеха, корреспонденту UFA1.RU ответил кандидат технических наук Евгений Вязовкин.
— Пиролиз — это вторичное производство, когда с помощью высоких температур из тяжелых масляных фракций нефтепродуктов получают как можно больше легких. Это является основной задачей переработки, — говорит Евгений. — На заводе все процессы взаимосвязаны. Пока не запустят пиролизный цех, будет ощущаться общее падение переработки. Если сгорели только резервуары, то ничего страшного — погасил, и можно восстанавливать. А если горел цех — это совсем другое.
В пресс-службе акционерного общества «Башнефть» прокомментировали произошедшее:
— Возгорание двух ёмкостей на площадке предприятия «Уфаоргсинтез» полностью ликвидировано. Распространение огня на соседнее оборудование не допущено. Основные установки завода не прекращали работу и функционируют в штатном режиме. На предприятии создана комиссия по выяснению причин произошедшего.
Тем не менее член Общественной палаты Башкирии Булат Сафин попросил контролирующие органы внимательнее отнестись к соблюдению требований закона в отношении заводчан.
— Нельзя ни в коем случае обходить стороной и «замыливать» возмещение ущерба семье погибшего работника, — сказал он. — Должен быть возмещен ущерб семьям пострадавших в результате пожара, работники сгоревшего цеха № 235 не должны лишиться работы и зарплаты.
По факту пожара следком возбудил уголовное дело.
Все материалы по этой теме вы можете прочитать по ссылке.