Глухому водителю из Уфы отказали в возможности пользоваться сервисом «Яндекс.Такси» для выполнения заказов. Как уверяет Салават, система его заблокировала из-за пропущенного звонка от диспетчера. Всё произошло еще 9 октября. В силу своей глухоты он не смог связаться с работодателем и поехал добиться справедливости в головной офис в Москву. Ему это удалось благодаря помощи юриста и петиции в его поддержку, которую подписали 58 566 человек со всей страны. В «Яндексе» утверждают, что Салавату отказали в доступе к системе по другим причинам. О том, почему 43-летний таксист, отец троих детей, остался без работы, сколько времени он провел без средств к существованию, как к его особенности относятся пассажиры и кто же все-таки виноват в казусе, читайте в материале журналиста UFA1.RU.
Не смог ответить на звонок
Журналисту UFA1.RU удалось связаться с героем несправедливой истории сегодня, 24 ноября. Пообщаться мы смогли лишь благодаря сурдопереводчику Кире Нугаевой.
Салават Салихов проработал в службе «Яндекс.Такси» с 2015 года, до этого работал на УМПО. А как ушел с завода, оформил ИП, взял в кредит машину, обклеил ее брендированными наклейками таксопарка и стал возить пассажиров. Весь доход уходил на содержание супруги и троих малолетних детей. Кроме заработка работа приносила еще и удовольствие и, самое главное, понимание со стороны пассажиров: Салават абсолютно не слышит с самого детства, но сложностей на работе недуг не доставлял.
Всё шло хорошо, пока, по словам Салавата, он не смог ответить на звонок от диспетчера.
— Я не смог снять трубку, они знали, что я не слышу: у меня стоял специальный значок. После этого система меня заблокировала. За всё время у меня никогда не было проблем и конфликтов с руководством, они понимали состояние моего здоровья. Даже когда я работал на заводе. В такси, конечно, было сложно объясняться с людьми, но они тоже нормально относились. Про глухого таксиста они знали заранее, — говорит Салават Салихов.
Письмо несчастья
После блокировки в системе 9 октября Салавату закрыли доступ к приложению «Яндекс.Такси» для водителей. Объяснили просто и без капли сожаления.
— К сожалению, вы не прошли проверку алгоритмами службы безопасности, поэтому больше не сможете выполнять заказы в сервисе, — коротко ответила Салавату сотрудник компании Анна Третьякова.
Однако, что за проверка такая и по какой причине он ее не прошел, объяснять не стали. Вместе с юристом без малого полтора месяца Салават боролся за справедливость. Ее добиться удалось, но с большим трудом.
Справедливость восторжествовала благодаря резонансу
После случившегося Салават направился в головной офис компании в Москву. Поскольку он инвалид III степени по слуху, связаться другим способом с руководством он не смог. По итогу в тот же день, 9 октября, найти компромисс и решить проблему в «Яндекс.Такси» ему не удалось. Тогда он понял, что ему нужны сурдопереводчик и юрист, желательно в одном лице. В столице он нашел адвоката по гражданским делам Нину Романович, которая согласилась ему помочь за определенную плату. По словам адвоката, с такой ситуацией она сталкивается впервые за всю свою практику. Она утверждает, что если бы не петиция, которую она лично создала в поддержку Салавата Салихова, то таксопарк бы никогда не вернул ему работу. Но за мужчину вступились более 58 тысяч россиян.
— Нет ни одного закона, чтобы мы могли воздействовать на «Яндекс.Такси», всё благодаря общественному резонансу. Мы долго добивались от них объяснения причины отказа в доступе и его возвращения. Они проводили проверку по данному случаю с 9 октября по 20 ноября и даже не извинились перед ним. Просто разблокировали, и всё. Они не признали, что имеют черный список водителей, хотя он есть. Я сказала Салавату: «Иди пока в другое место, тебе нужно содержать семью». Он пытался устроиться, но они все говорили: «Вы в черном списке у «Яндекс.Такси»», — говорит Романович, которая работает с инвалидами по слуху уже 8 лет.
Где деньги?
«Яндекс.Такси» всё же отправил письменный ответ Салавату Салихову на претензию, но спустя полтора месяца: только вчера, 23 ноября. Подписала ее не Анна Третьякова, а совсем другой сотрудник — Софья Ковалевская. Она отметила, что после блокировки профиля компания провела тщательный разбор причин. Оказалось, что доступ к заказам был закрыт из-за автоматической проверки партнеров. Этому могут поспособствовать жалобы пользователей, данные телеметрии и контроля качества, а также информация, полученная из открытых источников.
— Спешу сообщить, что вам открыт доступ к заказам. Наши прошлые ответы могли быть непонятными, — говорит представитель таксопарка. — Сумма, которая сейчас отображается в диспетчерской, — ошибочная. Все деньги были переведены на ваш счет вовремя, но по технической ошибке не были списаны с баланса.
Речь идет о сумме 52 665 рублей. Деньги якобы уже выплатили Салихову. Однако, по словам его адвоката Нины Романович, деньги еще не поступали.
— Они сказали, что выплатят однозначно эти деньги, еще и по поводу возмещения ущерба тоже говорили, — добавила юрист глухого таксиста. — Пока не видим.
Сам виноват
В службе «Яндекс.Такси» журналисту UFA1.RU объяснили причину казуса с глухим таксистом. По словам пресс-секретаря таксопарка в Уфе, Салават Салихов сам заказал обратный звонок от диспетчера, когда рядом не было сурдопереводчика.
— Та информация, которая имеется в СМИ о том, что он заблокирован из-за того, что не поднял трубку, — не соответствует действительности. У водителей есть свое приложение, там есть опция заказать обратный звонок. Слабослышащие водители есть в сервисе, у них есть отметка, — говорит представитель службы Светлана. — С ними коммуникация ведется в письменном виде, но они используют эту функцию (звонка), когда рядом есть человек, который может перевести с языка жестов. Салават заказал этот звонок, когда с ним рядом такого человека не было.
Это второй случай, когда уфимские водители не довольны службой такси. Так, весной этого года водитель обвинил крупнейший таксопарк Уфы в отмывании денег. Ему не выплачивали зарплату несколько месяцев.