В популярном уфимском кафе Buffet в торговом центре «Планета» посетители обнаружили жуткие этикетки на баночках с морсом. Жительница Башкирии Альбина Гайсина возмутилась сюжетом картинок, где одни животные пожирают других, поскольку взяла напиток своей маленькой дочке, а та испугалась кровожадных сцен. Действительно, издалека этикетка выглядит вполне себе красочно и местами стильно, но приглядевшись, можно заметить кровь и испускающую дух жертву. Ко всему прочему, напиток заведение готовит самостоятельно, а наклейки пиарщики группы компаний Trend придумали сами. Им, к слову, принадлежат проекты Vысота22, THE BAR, «Дуслык», ресторан в отеле Holiday Inn и другие известные заведения.
Какой урон якобы креативные картинки могут нанести психике детей, кому принадлежат знаменитые рисунки на этикетках, что грозит предпринимателям за нарушение авторского права и когда «баночки смерти» уберут с прилавков, выяснял журналист UFA1.RU.
«Это жесть»
Жительница Стерлитамака Альбина Гайсина приехала с семьей в минувшее воскресенье, 15 ноября, в уфимский торговый центр «Планета» за покупками. Проголодавшись, родители с маленькой дочкой отправились перекусить в кафе Buffet, но вот визит оказался отнюдь не приятным. По словам женщины, дочь взяла с прилавка морс со смородиной и испугалась, разглядев картинку. К слову, дотянуться до «баночки смерти» может и ребенок: напитки стоят на уровне колен взрослого. Альбина обратилась с жалобой к администраторам заведения, однако те лишь развели руками.
— Сатанисты какие-то в руководстве, похоже, кровь повсюду, раз такое на безобидных морсах печатают, — возмущается Альбина. — Ну как такие рисунки на детские (на мой взгляд) морсы можно клеить? Ни к селу, ни к городу, детям страшно, это жесть.
Жуть американского происхождения
Издалека бутылочка с напитком выглядит очень приметно: красивые и стильные изображения, яркая цветовая гамма. Но, если приглядеться к сюжету на картинке, можно заметить, что на морсе с малиной волк пожирает овцу, а на облепиховом напитке лиса грызет зайчика — так, что аж кровь льется. На другой этикетке зубастый крокодил без капли сожаления раздирает бедную обезьянку, на бутылочке со смородиной — мишка лакомится живой рыбой.
На самом деле эти изображения принадлежат кисти всемирно известного художника из штата Висконсин в США. Зовут его Алекс Солис. Мужчина имеет собственную студию живописи, где не только рисует необычные современные картины, но и создает другие арт-объекты: блокноты, игрушки и миниатюрные значки. Стоимость последних, кстати, составляет 10 долларов США — это более 700 рублей. Его работы пользуются большой популярностью, как и он сам: в соцсетях у него более полумиллиона подписчиков.
А вот и те самые картинки с баночек морса в уфимском кафе Buffet. Каждая из них набрала почти 10 тысяч лайков.
Редакция UFA1.RU сегодня, 16 ноября, связалась с художником Алексом Солисом, чтобы узнать, как он относится к такой идее уфимского общепита выделиться среди конкурентов и привлечь внимание покупателей. А еще мы спросили, что он думает по поводу использования его авторских работ в коммерческих целях, заключил ли Trend с ним договор. Как только получим ответ, опубликуем его на страницах сайта.
«Уберем уже завтра»
Журналист UFA1.RU тоже побывал в кафе в ТЦ «Планета». Оно принадлежит группе компаний Trend, которая владеет и другими популярными в городе заведениями: Vысота22, THE BAR, «Дуслык», ресторан в отеле Holiday Inn, Noisy bar & kitchen, SKY BAR, Scrooge-Bar, а также в городе Архангельске. Администратор общепита по имени Татьяна заверила, что руководство уже в курсе ситуации и принимает все меры по ее урегулированию.
Можно было бы предположить, что данная серия была изготовлена к Хеллоуину и морс не успели раскупить, но увы — нет.
— Я не знаю, почему именно это изображение разместили на этикетке морса. Этим занимаются наши пиарщики, — с колебанием в голосе произнесла сотрудник заведения. — Сейчас решается вопрос об изменении рисунков, а оставшийся товар пока на витрине, поскольку это остатки, пока их оставили там.
Однако связывать нас с руководством или с отделом рекламы Татьяна категорически отказалась. Тем не менее редакция портала направила запрос пиар-менеджерам группы компаний Trend, чтобы узнать, чем руководствовались работники, выбрав эти жуткие картинки для детского напитка.
А что думает психолог?
Психолог Ольга Хафизова предположила, что такие этикетки — не что иное, как маркетинговый ход: качественная и красивая рисовка, очень милые зверушки, очаровательные детские наивные глазки. Причем как у агрессоров, так и у жертв. По словам эксперта, эти картинки одновременно притягивают внимание и шокируют нестандартным сочетанием: инфантилизм + жестокость. Если напиток стоит ближе к кассе, то велика вероятность, что возьмут именно его. Ольга утверждает, что продают именно эмоции.
В то же время Ольга отметила, что дети отреагируют на такие картинки неоднозначно: малыши не поймут, дошколята и младшие школьники зададут вопросы: «А что это?», «А зачем?» Особо впечатлительных детей эти картинки вполне способны напугать. Жертвы улыбаются, да и хищники выглядят так, будто не убивают, а стараются кого-то умилить. Психолог утверждает, что такое явление называется «неконгруэнтность» — несогласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способами. Детей это заставляет чувствовать себя неуверенно и небезопасно.
— Лично я бы не стала покупать продукт с такой картинкой, если бы рядом со мной был мой четырехлетний ребенок. Подросткам такие картинки могут нравиться за счет того, тут можно идентифицироваться с агрессором: они пробуют примерять разные роли, но картинки с этого морса на вряд ли сделают их маньяками, — уверена психолог Ольга Хафизова. — Что касается взрослых, эти картинки оставляют «послевкусие» психологического дискомфорта от несоответствия ситуации и реакции персонажей — это факт.
Эксперт отметила, что если у взрослого человека в детстве отношения с родителями были не очень доброжелательными, то данное изображение может вернуть их к тем сложным временам и вызвать агрессию. И покупать такие напитки ему точно не захочется.
За картинки можно и под суд пойти
Уфимский адвокат Роман Петров утверждает, что использование чужих материалов должно регистрироваться через Российское авторское общество. По его словам, в данном случае с американским художником Алексом Солисом эта процедура маловероятна. Поэтому в случае его обращений в суд России группа компаний Trend из Уфы проиграет дело.
— Адвокаты или наследники художника могут потребовать запрета демонстрации изображений. В таких случаях с использованием чужих изображений нужно запрашивать согласие у правообладателя, чтобы не было проблем, иначе можно попасть под штрафные санкции, — говорит юрист. — Обычно оценивается ущерб по продажам, сколько банок было продано. Отчисления от каждой продукции должны были идти правообладателю, некий процент, плюс сюда штраф за нарушение авторского права и моральный ущерб. Предпринимателям может это дороже обойтись, чем они планировали заработать. Незнание законов не освобождает от ответственности.
Также Петров добавил, что если дело дойдет до суда и начнется процесс, то предприниматели могут начать оспаривать авторство художника. Если уфимская компания решит доказывать свою невиновность в нарушении прав американца, то для этого потребуется иной художник, который якобы нарисовал этот рисунок. Однако при проведении экспертизы суд всё же окажется на стороне Алекса Солиса, и группе компаний Trend придется платить.