В Уфе год назад пропала семья — отец и двое сыновей. В день исчезновения Артем Мазов поссорился с супругой Эльмирой из-за ее желания развестись и увел детей, Вячеслава и Илью, на прогулку.
Последний раз отца и сыновей видели около реки в Инорсе — на троицу у воды неподалеку от дома отдыха обратил внимание рыбак. Но сколько водолазы ни прочесывали водоем, а следопыты — окрестные сады и прибрежные кусты, так они ничего они и не нашли — ни шапочки, ни шарфика, ни ботинка.
Тела мальчиков нашли в реке этим летом: одно — в Уфимке неподалеку от Инорса, другое — на Белой возле Демского кордона. Поиски их отца продолжаются. По одной из версий, к гибели детей причастен именно он.
Что произошло в семье Мазовых, как их искали и как хоронили детей — UFA1.RU восстановил события годичной давности.
За семью переживали многие
В день пропажи, 26 октября, Эльмира Мазова не дождалась домочадцев с прогулки. Поскольку перед этим они крепко повздорили — Эльмира заявила, что намерена развестись, она сразу заподозрила неладное и позвонила отцу мужа, Аркадию — узнать, не гостят ли они случайно у дедушки с бабушкой. Получив отрицательный ответ, Эльмира забила тревогу и обратилась в полицию с заявлением о пропаже. Параллельно начала и самостоятельные поиски.
По навигатору Эльмира отыскала машину, на которой уехал супруг с детьми. Автомобиль бросили неподалеку от реки Уфимки, и в ней никого не было. Неподалеку от машины на реке нашли и надувной матрас, который Эльмира опознала. К поискам пропавших подключились и следователи. Они выяснили, что после исчезновения Артем заходил в магазин и купил веревку. Отсюда и возникли две основные версии следствия. Либо пропавшие скрываются, либо Артем утопил детей и покончил жизнь самоубийством. Чтобы подтвердить ее или опровергнуть, к поискам подключились водолазы, которые холодной осенью искали тела пропавших на Уфимке, потом на Белой и на озере Мельничном в Инорсе, где неподалеку жили Мазовы.
Пропавших несколько недель искали волонтеры со следователями в окрестностях, где нашли машину, но и эти поиски не дали результатов.
Помогать региональным коллегам в поисках в Уфу прилетели криминалисты из Москвы. Ход дела взял под личный контроль руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. За информацию, которая привела бы к местонахождению Артема и детей, в региональном управлении МВД обещали заплатить 500 тысяч рублей.
Поиски Мазовых освещали даже федеральные СМИ.
Часто видели с детьми
Артему Мазову на момент пропажи было 37 лет. Жизнь вел размеренную, ничем экстравагантным не выделялся.
В детстве увлекался волейболом. Страсть к этому виду спорта сохранил и в зрелые годы. По первому высшему образованию Артем — технарь, закончил УГАТУ, вторую техническую «вышку» получил дистанционно в Самарском государственном техническом университете. Работал на УМПО и на заводе «Энергетик». Последним местом работы была «Башкирская генерирующая компания», где Артем числился старшим машинистом.
— Уволить Артема Мазова за прогулы мы не можем, пока идет расследование, — рассказали в отделе кадров.
На предприятии его ценили. По рассказам его коллег, фотография Артема украшает доску почета.
Друзья Артема отзываются о нем как о «положительном и добром» человеке, и весть о том, что он пропал с детьми, стала для них неожиданностью.
Со своей супругой Артем познакомился еще в студенческие годы. Вместе они, по рассказам друзей, — «долго, около 18 лет», но «поженились не сразу, только в 2010 году (десять лет назад. — Прим. ред.)». В 2011 у пары родился сын Илья, еще через пару лет Вячеслав. На момент исчезновения мальчикам было восемь и пять лет.
Эльмира Мазова закончила уфимский медицинский колледж, по образованию медсестра. На момент пропажи семьи ей было 34 года и она работала медицинским представителем в одной из организаций.
По словам друзей пары, с виду Мазовы — «хорошая и любящая семья», о предстоящем их разводе никто не знал. Сам Артем, как говорили друзья пары, «детей любил», и его «часто можно было видеть с ними».
«Пожалуйста, вернись. Обещаю, разводиться мы не будем»
Все эти долгие месяцы Эльмира и родители Артема не находили себе места от горя. Они не знали, живы мужчина и дети или нет, но упорно верили в чудо. Аркадий Мазов с супругой Татьяной неоднократно умоляли сына через СМИ вернуться домой вместе с внуками.
— Артем, мы понимаем, как тебе трудно, но ты должен жить, жизнь дается только один раз. Мы всегда будем поддерживать тебя, слышишь, всегда, и помогать во всем. Позвони мне, я приеду за вами. Если наших номеров нет, позвони по следующему: 8 967 450–15–88, она хороший человек и нам помогает, — рассказывал Аркадий в большом интервью корреспонденту UFA1.RU.
Свое обращение к мужу записывала и Эльмира через портал UFA1.RU:
— Это мое личное обращение к Артему. Вернись, пожалуйста, домой с детьми. Обещаю, разводиться мы не будем, и я уволюсь с работы, только возвращайтесь. Будем жить как раньше. Новый год отпразднуем вместе у твоих родителей за одним столом. Они согласны и будут только рады.
«Обняла первый гроб, плачет сидит. Обняла второй»
В июне надежда на счастливый исход рухнула. В реке нашли тела мальчиков. Эльмира их опознала по одежде. Одного ребенка вытащили из воды случайно, второго — отыскали на берегу по запаху гнили.
— Младшего нашли здесь, перед ДОКом. Его рыбак на блесну зацепил. А старшего обнаружили в районе Козареза на Белой, напротив Нижегородки — рыбаки наткнулись на него по запаху. Тело сильно разложилось, — рассказывал начальник водолазной службы Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС РФ Александр Чачин корреспонденту UFA1.RU.
Через неделю мальчиков похоронили. Местом захоронения Эльмира выбрала деревню, где покоятся ее родители. Детей, по словам местной жительницы, положили в два гроба, но покоятся они за одной оградой. Датой смерти обоих мальчиков значится 26 октября 2019 года — день их исчезновения.
— Могилу копали местные. Были только свои, деревенские. Человек двадцать. Вот сколько было [в деревне], столько и пришли. У нас же мало кто здесь проживает сейчас, практически все уехали. Так что людей по нашим меркам пришло много, а машин сколько было — штук 12. Уж не знаю, зачем столько машин, но, значит, нужно было, — рассказывала местная жительница.
На похоронах детей присутствовала их мать, Эльмира Мазова. Она, как рассказывала деревенская жительница, «сидела в машине с гробами, обнимала их и ревела».
— Обняла [первый] гроб, плачет сидит. Обняла второй. Сердца наши прямо разрывались, когда мы на это смотрели, — добавила она.
За этот год мать Артема перенесла удар, здоровье стариков пошатнулось. Как признался Аркадий, он живет только надеждой увидеть сына живым. По словам соседей, в доме, где жили Мазовы, Эльмиру видят редко.
Где находится Артем и жив ли он, неизвестно. Полиция и следком продолжают его поиски.
Все материалы по теме читайте тут.