СЕЙЧАС -7°С

Плата за тепло в Уфе: куда жаловаться, что станет с ценами и как быть мобилизованным

Краткий гайд UFA1.RU о том, подорожает ли отопление и что делать, если денег не хватает

Что новый отопительный сезон нам готовит?

Поделиться

Из года в год с наступлением осени мы говорим об одном и том же — цены на отопление растут, проблемы с предоставлением этих услуг остаются, а кому жаловаться — непонятно. В этом году ситуация особенная: и тарифы планируется повышать аж дважды за год, и некоторые мужчины после частичной мобилизации оказались на фронте и в учебках, где у них вряд ли есть возможность разбираться еще и с платежками. Сегодня, 3 ноября, UFA1.RU рассказывает главное, что нужно знать о ценах и порядке оплаты отопления в Уфе и Башкирии в этом сезоне. Ответим на несколько важных вопросов в шести карточках, а также расскажем, как бороться за свои права, если вы считает их нарушенными.

1

Как рассчитываются суммы в платежках?

Как пояснили в мэрии Уфы, порядок платы за отопление зависит от наличия в доме общедомового прибора учета тепла (ОДПУ). Там, где он есть, счета выставляются исходя из его показаний: сколько дом потребил тепла, такой объем и оплачивают жильцы. Таким образом, летом начислений нет, но чем холоднее на улице, тем больше придется заплатить, поэтому счета за каждый месяц будут разные. Показания приборов снимаются в ночь с 23 на 24 число каждого месяца. В платежки за октябрь у жителей таких домов в Уфе будет также включена плата за три дня сентября (отопительный сезон в столице Башкирии стартовал 27 сентября).

В домах, где ОДПУ не установлен, расчет ведется по нормативу, установленному Госкомитетом Башкирии по тарифам, по актуальным тарифам. Норматив разный для каждого типа домов и рассчитывается на квадратный метр общей площади жилых помещений. Ознакомиться с тарифами можно в специализированных разделах на сайтах ресурсоснабжающих организаций — например, «БашРТС» и «Уфимских инженерных сетей» («УИС»).

В домах без ОДПУ норматив начисляется за полный месяц, а не пересчитывается на фактическое количество дней, поэтому, раз сезон начался в сентябре, заплатить придется за весь месяц. При этом, даже если отопление будет в мае (например, его отключат 15 мая), платежка за май не придет. Это связано с тем, что оплата по нормативу не зависит от фактической продолжительности отопительного периода, жители оплачивают равные суммы в течение восьми месяцев.

Поделиться

2

Цены вырастут?

В МинЖКХ Башкирии сообщили, что расценки на отопительный сезон 2022 года установлены еще в декабре прошлого года, с 1 июля прошло плановое изменение. По итогам этих метаморфоз тарифы на тепловую энергию выросли на 3,5%. Согласно информации с сайта Госкомитета Башкирии по тарифам, для «УИС» тариф составляет 2345,64 рубля за гигакалорию, для «БашРТС» — 2345,65 рубля (цены с НДС). Из этих расчетов случайно выбранная квартира в 50,6 квадратов в пятиэтажке на бульваре Ибрагимова в Уфе заплатила бы «БашРТС» 3507,28 рубля за тепло в ближайший месяц при условии, что в доме нет ОДПУ.

Отметим, что федеральные власти запланировали очередное повышение тарифов на 1 декабря — предельный уровень индексации составит 9%, но точная цифра будет определена каждым регионом самостоятельно. В Минэкономразвития РФ это объяснили необходимостью «обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения». Взамен после повышения 1 декабря правительство обещает не повышать тарифы до 1 июля 2024 года.

— [Чтобы сократить расходы на отопление], нужно следить за тем, чтобы управляющая компания выполняла свои обязанности, — отметил юрист в сфере ЖКХ, руководитель проекта «Уфасити.ми» Вадим Беляков. — Чтобы она делала энергоэффективные мероприятия, при необходимости ставила автоматику, регулировала стояки, делала качественную промывку и опрессовку. В общем, выполняла нормы закона.

Поделиться

3

Почему в платежках доначисления?

В последние годы ресурсоснабжающие организации также регулярно «радовали» жителей доначислениями, объясняя их переходом на схему «1/8», то есть, оплату только в течение отопительного периода, а не всего года. В 2020 году компании обещали сделать такую корректировку в последний раз, но и в 2021, и в 2022 жители сталкиваются с похожими проблемами.

Они могут быть связаны с разными обстоятельствами — например, в мае прошлого года жители одного из домов в Сипайлово неожиданно оказались должны «БашРТС» пять миллионов рублей из-за неисправного счетчика, а уже в этом сентябре «УИС» начислила 55 тысячам уфимцев в среднем по 500 рублей (и это только начало), чтобы возместить недополученные в 2019 году из-за технической ошибки 55 миллионов рублей.

— Госкомитет по жилищному и строительному надзору и Министерство ЖКХ Башкирии считают такие начисления неправомерными, — комментируют в МинЖКХ ситуацию с «УИС». — В комитет приходят обращения по данному вопросу. Все они рассматриваются, делаются расчеты. Планируется подавать исковое заявление в суд.

Как советовал Вадим Беляков, комментируя ситуацию с прошлогодними доначислениями от «БашРТС», в подобных ситуациях стоит получить ответы о законности таких требований через Жилстройнадзор или суд прежде, чем принимать решение об оплате. Он отметил, что в жилищном законодательстве напрямую не прописано такое понятие, как доначисление за предыдущий период.

— Если говорить о Гражданском кодексе и законе о защите прав потребителей, [это можно] сравнить с ситуацией, когда, например, человек пришел в магазин и на ценнике было написано 500 рублей, а через полгода ему говорят: «Мы ошиблись, там не 500, а 1000 рублей — плати», — резюмировал он. — По закону о защите прав потребителей это так не будет работать. Человек заплатил, претензий к нему не может быть.

Дозвониться в Жилстройнадзор Башкирии можно по телефону горячей линии 8 (347) 294-94-00. Мы также можем порекомендовать вам обратиться в ресурсоснабжающую организацию. В «БашРТС» позвонить можно по телефону: 8 (800) 511-30-15, в «УИС» — по телефону: 8 (800) 250-52-80.

Поделиться

4

Дома холодно, что делать?

При наличии проблем с отоплением в МинЖКХ Башкирии уфимцам рекомендуют обращаться в единый диспетчерский центр. Дозвониться в эту службу можно по телефону: 8 (347) 277-09-11, на сайте городской администрации указано, что она работает круглосуточно и без выходных. Если в квартире холодные батареи, по обращению на место может выехать аварийная служба.

— Возьмите обычный градусник, измерьте температуру воздуха в помещении и зафиксируйте показатель. Если температура ниже 20 градусов Цельсия — это также повод для жалобы в Роспотребнадзор, — рекомендует Вадим Беляков.

Написать в Роспотребнадзор можно с помощью специальной формы на его сайте (там потребуется залогиниться через «Госуслуги»). Также с такими вопросами обращайтесь в вашу ресурсоснабжающую компанию.

Поделиться

5

Как реагировать на перетопы?

Но чаще люди жалуются на перетопы. В Уфе ситуация настолько напряженная, что проверкой их обращений уже занялась прокуратура. В «БашРТС» с подобными проблемами порекомендовали обращаться в управляющую компанию, а сами перетопы связали с существующими нормативами.

— Нижний предел температуры сетевой воды в батареях зависит от горячего водоснабжения. По нормам горячая вода в кранах должна быть не менее 60 градусов Цельсия. Для того чтобы обеспечить такую температуру, сетевая вода из котельной или ТЭЦ подается не ниже 70 градусов. А поскольку один и тот же теплоноситель используется и для нагрева радиаторов отопления, и для нагрева воды в кране, снижать его температуру поставщики ресурсов не могут, — объяснили в компании.

Депутат Госдумы Павел Качкаев, входящий в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в рамках одного из телевизионных брифингов о проблеме высказался так:

— С перетопами можно бороться. Первое — нужно вовремя запускаться. Второе — можно ставить индивидуальные приборы учета, — сказал он. — Можно ставить автоматику для управления в соответствии с наружным воздухом. Все варианты должны решаться самими жителями.

Как и в прошлом случае, с жалобами вы можете обратиться в единый диспетчерский центр или вашу ресурсонабжающую компанию.

Поделиться

6

Как быть мобилизованным и что грозит, если не платить по счетам?

В комментариях часто встречаются люди, которые жалуются, что потянуть отопление по его нынешним расценкам им не под силу. Мы не знаем, насколько вы серьезны, но на всякий случай рассказываем, как можно попытаться выйти из положения (и какие есть подводные камни). Также в этом разделе поделимся рекомендациями по ставшей актуальной теме — как поступать мобилизованным.

Итак, тем, кто не может потянуть оплату коммуналки, в «БашРТС» ранее предлагали платить в рассрочку. Ирина Попова — директор «Теплосбыта», филиала компании, прямо предлагала это, например, пенсионерам, живущим в трёшках. И хоть это предложении и вызвало возмущение жителей (да и в самой компании «БашРТС» отмечали, что процент у этой рассрочки, мягко говоря, не самый выгодный), но, возможно, эта мера поможет вам дотянуть до момента, когда деньги все-таки появятся.

Власти также сообщали о возможности получении субсидии, если расходы на коммуналку превышают определенную долю в совокупных доходах семьи (от 13 до 20 процентов в зависимости от категории граждан). Проверить, положена ли вам такая поддержка, можно на сайте Минтруда. Учтите, что для получения этой поддержки у вас не должно быть задолженности.

Что касается мобилизованных, то, как ранее рассказывали в МинЖКХ, пока льгот по ЖКХ для этой категории граждан принято не было. При этом пени не будут начисляться такому плательщику или членам его семьи, пока он находится на службе. Платить за него могут родственники. Если мобилизованный проживает один, то он может оформить соглашение о рассрочке оплаты в управляющей компании — сделать это можно заранее или по возвращении домой, но вот «механизм рассрочки и неначисления пени будет понятен только после принятия документа правительством республики», сказано в сообщении министерства. При наличии счетчика в квартире платить не придется.

Отметим, что просто не платить в случае каких-то трудностей или несогласия с суммами в платежках — плохая идея. В «БашРТС» ранее объясняли, чем это может грозить, комментируя акцию протеста движения «СтопБашРТС», которое предлагало отсрочить с оплатой, чтобы компания закончила год с плохими показателями.

— Законодательством предусмотрены меры по отношению к должникам, — заявили в «БашРТС». — Кроме начисления пеней, ресурсоснабжающая организация вправе передать информацию о должниках в Национальное бюро кредитных историй и направить заявление в управление Федеральной службы судебных приставов о временном ограничении на выезд должника из России. Кроме того, к последствиям несвоевременной оплаты относятся ограничение предоставления коммунальных услуг и принудительное взыскание долга приставами, в том числе посредством наложения ареста на имущество, денежные средства и ценные бумаги должника, запрета совершения регистрационных действий с имуществом.

Поделиться

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter