Вся страна отпраздновала 74-ю годовщину великой Победы над фашистскими захватчиками. Отгремели залпы салютов, ветераны оказались в центре внимания, и тысячи людей написали в соцсетях посты типа «Спасибо деду за победу». Но есть среди тех, кого чествуют и вспоминают в эти дни, и солдаты, у которых нет за плечами героических историй. Они отдали жизнь в одном бою — тихо и бесславно. Одним из таких и был мой прадед.
Годы тюрьмы за пропавшую овцу
В нашей семье нет историй о героических подвигах моего прадеда Арсланвалея Шайгаттарова. Он погиб, как и миллионы других советских солдат, — безмолвно, бесславно и безвестно.
Прадед жил в селе Лаклы Салаватского района тогда еще БАССР. Обычный сельчанин, каких в те годы на территории Советского Союза было много. Он всю жизнь трудился на благо Родины. Уехать и учиться в городе не мог, потому что не было ресурсов, в том числе и финансовых. Он работал пастухом, отвечал за колхозный скот. Казалось бы, обычная деревенская жизнь, но тут случилось страшное. В его стаде пропала одна овца. Прадед считал, что её украли. Но вором почему-то признали его. Что и как там произошло, сейчас неизвестно, он даже прабабушке не рассказывал подробностей. Его обвинили и без суда и следствия отправили на нары. Так он оказался в тюрьме, а прабабушка одна стала тянуть семью.
«Идет война народная»
И тут на Советский Союз обрушилась страшная беда. Родине понадобилась его жизнь. Его призвали в штрафной батальон, потому что он был «уголовник», «преступник», «зэк». Солдаты штрафбата были пушечным мясом, они первыми шли в бой и были обречены на смерть.
Штрафные батальоны создали по приказу Сталина № 227 от 28 июля 1942 года, известному как приказ «Ни шагу назад». Заградотряды получили право «останавливать отступающих любыми средствами». В эти батальоны смерти попадали не только уголовники, но и военнослужащие, которые оставляли позиции без приказа, проявляли трусость в бою, оскорбляли старшего по чину или должности и другое.
Суровые военные реалии забросили его в одну из самых страшных битв всей войны. Он погиб в Смоленском котле в том же 1943 году. Семье даже не пришла похоронка. Дети и жена ждали его возвращения. Они даже не знали, что будет, если прадед вернется — отправят ли его домой как героя или снова посадят в тюрьму. Но все надеялись на чудо. Только жизнь — не сказка. И те, кто первым бежал перед танками, не имели никакого шанса выжить.
О судьбе прадеда семья узнала только благодаря односельчанину, который участвовал в этой битве, и ему посчастливилось вернуться домой. Он не был в штрафбате, и его судьба не была предрешена заранее.
Его имени не осталось на мемориалах
Когда в сознательном возрасте я стала искать по доступным ресурсам информацию о нем, не нашлось ничего. По мнению советской власти, он не герой. Его имени нет на мемориалах. Прабабушка не получала ни копейки от властей. Она также тянула лямку и вырастила детей.
«Бессмертный полк» — это возможность показать всем, кто остался жив, что и эти солдаты — герои, что, несмотря на политику государства в то время, они так же выковали своей кровью Победу и мирное небо над головой. Парад мертвых — это память живых. И никак иначе.
Если вы хотите поделиться интересной информацией, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101-84-78.