В Башкирии прокуратура провела рейд по страховым компаниям. Повод для проверки был один – поток жалоб от автомобилистов, возмущенных постоянными отказами в оформлении полисов ОСАГО и навязывании дополнительных услуг. Нарушителей оказалось более чем достаточно, однако будет ли какой-то толк от подобных рейдов – непонятно до сих пор.
В надзорном ведомстве признают, что нарушения прав автовладельцев в сфере ОСАГО носят массовый характер: водителей буквально заставляют покупать дополнительные продукты, например страхование жизни. Пока прокуратуру разозлили лишь пять страховщиков – «Росгосстрах», «Страховая группа «Уралсиб», «БАСК», «Военно-страховая компания» и «Энергогарант».
Так, в Зианчуринском, Зилаирском и Стерлибашевском районах представители «Росгосстраха» страховали владельцев машин при отсутствии обязательных диагностических карт. В Чекмагуше, сообщает пресс-служба республиканской прокуратуры, менеджер филиала той же страховой компании вообще отказался заключать договор ОСАГО, после того как потенциальный клиент отказался купить дополнительную страховку. Наконец, в Мелеузе сотрудники «Резонанса», ссылаясь на распоряжение начальства, выдавали бланки полисов на приоритетной основе постоянным клиентам – для продления ранее заключенных договоров.
«Всего в ходе проверки прокуроры внесли 36 представлений руководителям страховых компаний, возбудили 17 административных дел и объявили 27 предостережений о недопустимости нарушений закона. В суд предъявлено исковое заявление об обязании ООО «Росгосстрах» заключать договоры ОСАГО без навязывания иных услуг страхования. За ходом и результатами рассмотрения актов прокурорского реагирования установлен необходимый контроль», – сообщает пресс-служба прокуратуры РБ.
О том, кто виноват в сложившейся ситуации, сказано уже немало. В середине апреля пользователи сети региональных сайтов Rugion оставили свои подписи под петицией «За честное ОСАГО», направленной против произвола страховых компаний. На днях авторы послания получили официальный ответ от Центробанка, который курирует страховой рынок страны. В письме сообщалось, что выдачей и контролем за оборотом бланков ОСАГО занимается РСА – Российский союз автостраховщиков. К своему ответу представители Центробанка приложили и копию послания из РСА: ведомство заявило, что отгружает бланки страховщикам без задержек, однако филиалы страховых компаний распределяют их по своему усмотрению.
О том, какие уловки используют страховщики, чтобы получить с потенциального клиента больше денег, мы подробно писали здесь. Защитники прав потребителей уверяют, что отказы в оформлении страховки чаще всего незаконны и автомобилисты имеют полное право через суд заставить страховщиков выдать полис.
В Центробанке же рекомендуют оформлять договора дистанционно: за месяц до конца срока действия полиса отправить заказное письмо в страховую компанию с нотариально заверенными копиями документов. В частности, потребуется заявление о заключении договора, паспорт, свидетельство о регистрации и диагностическая карта автомобиля, а также водительское удостоверение. По закону в течение тридцати дней страховщик обязан или заключить договор, или выдать автовладельцу обоснованный отказ.