В ближайшее время в дилерские автосалоны могут вернуться льготные автокредиты. Такая схема, при которой государство брало на себя погашение части долга перед банками, действовала в стране несколько лет назад, когда продажи автомобилей резко упали. Тогда c помощью доступных кредитов и программы утилизации статистику авторынка удалось восстановить; однако сейчас чиновники подумывают вернуть эту схему в автосалоны.
Напомним, в рамках действовавшей прежде акции покупатели автомобилей могли оформить кредит на бюджетные российские машины и иномарки отечественной сборки. В списке доступных моделей числилось более 60 вариантов, поэтому клиентам автосалонов было из чего выбирать. Единственное действовавшее тогда ограничение касалось максимальной стоимости машины: не более 600 тысяч рублей.
Будет ли новая программа выгодной? По некоторым данным, ставки по программе будут снижены на 5,5%, а оформить договор можно будет максимум на три года. Максимальная цена машины при этом может достигать 700 тысяч рублей – сумма, достаточная для покупки B-классника в топовой комплектации или средней иномарки класса С.
Судя по всему, решение о возобновлении акции уже практически принято: остались лишь формальности. В любом случае, представители Минпромторга, курирующего проект, уже заявили о том, что программа получила поддержку чиновников и потенциальных партнеров.
«Наши предложения по программе поддержал председатель правительства, готовность принять в ней участие подтвердили ведущие российские банки», – отметил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Чиновник также отметил, что за полтора года участниками проекта могут стать более 400 тысяч автомобилистов.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Екатерины Кондрашовой, сегодняшние ставки банков на автокредиты слишком высоки, что и стало причиной падения спроса на автомобили.
«Автокредиты стали недоступны большинству граждан. Пока кредиты будут дорогими, люди предпочтут сберегать, а не тратить», – говорит эксперт.
Стандартные ставки банков действительно нельзя назвать доступными: годовой процент на некоторые программы может превышать 20%. Однако при этом практически у всех автопроизводителей действуют собственные программы кредитования. Суть таких программ заключается в том, что кредитный договор заключается по стандартной ставке банка, а дилер, в свою очередь, предоставляет клиенту существенную скидку на автомобиль. Таким образом, покупатели авто могут заметно сэкономить на переплате.
Так, программа Nissan Finance предлагает ставку от 4,9%. Аналогичная программа от АВТОВАЗа – 6,5%. Нельзя не отметить, что такие проценты, как правило, действуют с серьезными ограничениями: все зависит от срока кредита, первоначального взноса и даже от выбранной модели. Тем не менее, представители автосалонов отмечают, что такие предложения нередко привлекают даже «денежных» покупателей.
«Некоторые клиенты, которые могут себе позволить отдать всю стоимость автомобиля сразу, тем не менее оформляют покупку в кредит, чтобы получить дополнительные – то есть максимально возможные – скидки, – говорит руководитель кредитного отдела ООО «Уфа-АВТОВАЗ» Регина Калашникова. – Для них даже выгоднее взять автокредит, чем приобретать машину за наличные».
Какие автомобили смогут позволить себе уфимцы, если программа льготного автокредитования будет одобрена? В ценовой категории до 700 тысяч рублей можно отметить целый ряд иномарок: Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris, KIA Rio, Ford Focus и другие, в том числе и «свежие» модели, появившиеся на рынке лишь в этом году: в первую очередь, автовазовский Nissan Almera. Ряд других бюджетных новинок – в том числе Peugeot 301 и Chevrolet Cobalt – в программу вряд ли попадут: сборка этих машин производится за рубежом. Планируется, что оформить кредит на льготных условиях автомобилисты смогут уже в июле.