Новым символом безопасности на российских дорогах станет матрешка, пристегнутая ремнем безопасности. Этот сувенир, известный далеко за пределами государственных границ, станет «лицом» кампании «Пристегнись!», которая пройдет при поддержке Российского союза автостраховщиков и общественной организации «Движение без опасности» и продлится до июня.
Россйские (и уфимские!) водители по прежнему весьма легкомысленно относятся к необходимости пристегиваться ремнями безопасности. По данным ВЦИОМ, только половина автолюбителей и пассажиров легкового транспорта пристегивается во время управления транспортным средством и при езде на передних сидениях. А при поездке сзади пристегиваются только 17%. Для сравнения, ремни безопасности в самолетах пристегивают почти 90% авиапассажиров. Хотя на земле «лямки» актуальнее. Например дружелюбная подушка безопасности способна стать источником тяжелых травм для непристегнутых водителей и пассажиров. Именно поэтому большая часть современных российских автомобилей (и почти все иномарки) действуют на нервы водителю «пищалкой», сигнализирующей о том, что ремни не пристегнуты. Впрочем, против встроенной «защиты от дурака» русские водители используют смекалку – вставляют в паз крепления ремня пластиковую заглушку. Жаль только, что безопасность от этого не улучшается. Как говорят в народе: «Их бы энергию, да в мирное русло».
Ранее водителей уже пытались убедить пристегиваться при помощи социальной рекламы. Однако делали это не специалисты ГИБДД, а энтузиасты из числа рядовых людей, освоивших любительскую камеру и простые программы для монтажа, или рекламные агентства, которые желали наполнить собственное портфолио. Правда, как видно по результатам статистики, слоган «Человек, ты же не пень, пристегни ремень», особого энтузиазма не вызвал. Гораздо результативнее оказалась идея повышения штрафа за непристегнутый ремень до 500 рублей.
В этот раз символом кампании «Пристегнись!» станет матрешка. «Кроме того, матрешка сама по себе является символом безопасности: крошечную защищает маленькая, маленькую – средняя, среднюю – большая и так далее. Матрешка ассоциируется с символом жизни, материнства, поэтому именно она стала объединяющим началом в новой социальной кампании, символом дорожной безопасности в России. Задача кампании – объяснить гражданам страны, что пристегиваться в машине необходимо именно для того, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь близких людей», – сообщается в пресс-релизе ГИБДД.
К слову, особое отношение в рамках кампании будет к водителям, которые перевозят детей без специальных удерживающих устройств: «Матрешка также символизирует многодетность, поэтому в рамках новой кампании организаторы будут уделять особое внимание детям-пассажирам, продолжая тему использования автокресел при перевозке детей до 12 лет. Ранее эта проблематика обсуждалась в рамках всероссийского проекта «Автокресло – детям». Организаторы кампании делают акцент на семью из пяти человек: маму, папу и трое детей. Согласно социологическим исследованиям, именно столько детей хотели бы иметь большинство российских семей».
Председатель общества автолюбителей Олег Мартин затруднился объяснить, чем именно руководствовались авторы кампании при выборе такого символа кампании. Однако в целом к идее он относится положительно. «Социальная, как и любая другая, реклама работает при условии, что водитель может выполнить то, что она просит или рекомендует ему сделать. Не менее важен и пример авторитетных лиц. Могу заметить, что в этом плане правильно поступают самарские дорожные полицейские. Во время патрульных поездок сотрудники ГИБДД пристегиваются. Водители это видят и тоже стараются пристегнуться. Я считаю, что если бы СМИ показали ролик, в котором губернатор или мэр пристегивают ремни, когда едут на заднем сиденье, это было бы отличным стимулом для водителей и пассажиров для выполнения этого пункта Правил дорожного движения», – считает Олег Мартин.
По словам управляющего партнера компании «Медиаголод» Игоря Седачева, как правило, 99% социальной рекламы в России неэффективны. «Я как водитель могу сказать: на меня пристегнутая матрешка не подейтсвует. Я себя с ней не ассоциирую. Но могу сказать, что проблема пристегивания ремнями безопасности очень важна и правильно, что ГИБДД этой темой занимается», – считает Игорь Седачев. По его мнению, на роликах «в поддержку» пристегивания должны быть профессиональные автомобильные спортсмены, которые простым и доходчивым языком расскажут о том, насколько увеличивается вероятность выжить в случае, если водитель и пассажиры пристегнуты: «Для того, чтобы прекратить сомневаться в том, надо пристегиваться или нет, мне хватило одного диалога с профессиональным раллистом».
К слову, по этому принципу создавалась социальная реклама против превышения скорости в Германии в начале «нулевых». Ее лицом, просившим водителей не превышать скорость на дорогах общего пользования, стал... многократный победитель гонок «Формулы-1» Михаэль Шумахер.
Фото: Фото с сайта News.vse42.ru