Легко ли сдать на водительское удостоверение с первого раза? За сколько можно купить права в Уфе? Какие сюрпризы готовит ГИБДД тем, кто уже сдал все экзамены? Корреспондент 102km.ru на собственном опыте испытал, как сейчас готовят будущих водителей и к чему следует быть готовым тем, кто твердо решил сесть за руль.
Пересдача
Итак, первую попытку сдать на права я благополучно завалил. Прошла неделя, и я снова, отпросившись с работы, приезжаю на автодром. Сначала нужно отдать документы и деньги в кассу: аренда автодрома стоит 270 рублей, а если вы собираетесь сдавать экзамен на дежурной машине – то 350.
Поскольку наш родной инструктор послал всех лесом в ответ на просьбу предоставить свой «Рено», приходится готовиться морально к сдаче на незнакомой «дежурке». Дежурных авто всего три – ВАЗ-2107, ВАЗ-2114 и Renault Logan. Естественно, все хотят на последнюю.
Сдающих экзамен впервые сегодня немного – человек 30. Еще около 40 пытаются пересдать первый этап. Что характерно, практически все попытки курсантов одолеть эстакаду на «семерке» заканчиваются провалом. Все это занимает несколько часов, и, пытаясь скоротать время, «двоечники» кочуют из «бункера» – зеленого административного здания – в кафе рядом с экзаменационной площадкой. Кто-то из моих однокурсников уже раздумывает о покупке экзамена: в возможность сдать на права законным путем почему-то практически никто не верит.
«А что, можно купить?» – спрашиваю стоящую рядом со мной девушку.
«Ага, я слышала, что за теорию берут три, за площадку – пять, за город – шесть тысяч, – отвечает она. – Видела, как некоторые передавали через инструкторов, вкладывали деньги в личные дела и получали зачет».
Вариант с покупкой экзамена я отметаю для себя сразу же. Во-первых, обучение в автошколе мне и так влетело в копеечку, а во-вторых, профессиональное любопытство заставляет меня добиваться своего, даже если придется теперь отпрашиваться с работы каждую среду.
Мне остается лишь второй этап практического испытания. Инспекторы делятся: один принимает у тех, кто пока еще не успел ничего завалить, второй заканчивает работу на первом этапе и начинает работу с «двоечниками». Третий инспектор ничего не делает, а просто греется в машине. На мое счастье, все пересдачи сегодня принимаются на «Логане». Другие две «дежурки» стоят в стороне. Приглашают на экзамен по фамилии. Какой-то мужик достает наугад из огромной стопки четыре личных дела и дает инструкции: подъезжает «Рено», садитесь с правой стороны.
В половине шестого вечера мужик оглашает на весь автодром: «Лебедев!» Я забираю бумаги, усаживаюсь на заднее сиденье и понимаю, что с этого места я буду сдавать последним. А еще я понимаю, что на переднем пассажирском – тот самый гаишник, который завалил меня на прошлой неделе, и чувствую, что приехал на автодром далеко не в последний раз. Вдруг инспектор выходит из машины, и его место занимает другой экзаменатор.
На этот раз все проще. Первому курсанту для зачета потребовалось лишь доехать до перекрестка и развернуться; второму – остановиться у стоп-линии и повернуть налево. Третьей сдавала девушка, и ее попытка завершилась неудачей: сначала она остановилась слишком далеко от светофора, потом пропустила нужный поворот... Теперь моя очередь сдавать экзамен.
Первым делом регулирую посадку и примеряюсь к педалям: кажется, все не так страшно. Снимаюсь с ручника, переключаюсь на первую, трогаюсь с места, перехожу на вторую... На повороте немного сбрасываю скорость, чтобы не выскочить на встречку. Что меня ждет дальше – я знаю и так: на перекрестке нужно обязательно остановиться. После этого я поворачиваю, подъезжаю к остановке и останавливаюсь. Нейтралка, ручник, печать в ведомости, оценка – «сдал».
По поводу последнего у меня закрались сомнения: почерк у гаишника был, что называется, медицинский. Однако все, кто рассматривал мой «аттестат», хором подтвердили: печати ставят только тем, кто сдал экзамен. Честно говоря, мне просто повезло: довольно простой участок, добрый инспектор и послушная машина. И если бы на этом мои приключения закончились... Впереди еще одно посещение МРЭО, на этот раз – для получения водительского удостоверения.
Последний этап
К счастью, у МРЭО республиканской Госавтоинспекции довольно удобный график работы: ведомство открыто даже в субботу. Пожертвовав несколькими часами сна, в 08:45 я уже стою в знакомом палисаднике. Передо мной – всего один человек, но уже через несколько минут площадка заполняется людьми.
Какая-то женщина пытается организовать очередь, причем оказывается в ней примерно пятой. Однако как только двери ведомства открываются, она бежит сломя голову к кассе, отпихивая всех локтями. Спорить с ней никто не решается.
Госпошлина за выдачу водительского удостоверения составляет 800 рублей. Еще 50 – комиссия банка. После того, как кассир выдает мне квитанции, я занимаю очередь в окошко, где инспектор проверяет и принимает все документы. Здесь же висит список необходимых бумаг: паспорт, заявление, медсправка с копией, документ из автошколы, квитанция об оплате госпошлины. К этому списку я прикладываю ведомость с оценками.
Едва до меня доходит очередь, как инспектор куда-то удаляется. Вернувшись через несколько минут, он рассматривает мои документы и вдруг объявляет, что не хватает сущей мелочи: копии квитанции. Естественно, нигде об этом не сказано ни слова. Сделать ксерокопию можно в справочной – просторном киоске, расположенном в том же палисаднике, что и МРЭО. Один лист – десять рублей.
Возвращаюсь и встаю прямо возле окошка. Очередь все понимает, никто не отправляет меня в хвост. Глядя на мои метания, половина ожидающих тут же убегает в справочную – очевидно, за недостающими копиями. Со второй попытки инспектор принимает документы и указывает на одну из дверей: «Ждите, позовут».
Ждать пришлось минут 15 – по громкой связи в кабинет вызвали сразу шесть человек. Внутри – крючки для вещей, зеркало, две камеры на подставках и окошко, в котором выдают готовые документы. Усаживаюсь перед объективом, офицер делает снимок и уже через минуту протягивает мне распечатанный бланк удостоверения: нужно проверить свои данные, расписаться и сложить бумажку пополам. В моем случае все верно – разве что фотография отвратительного качества.
Спустя минуту в окошке называют мою фамилию. Протягиваю бланк, инспектор заворачивает его в пленку, прогоняет через ламинатор и обрезает края. С этого момента и начинается мой водительский стаж.
В общей сложности получение прав в МРЭО заняло около часа, включая ожидание на крыльце. Можно ненамного сократить это время, оплатив госпошлину и сняв копию с квитанции заранее. Можно также записаться на получение документа через сайт госуслуг, однако в моем случае сервис был недоступен на протяжении нескольких дней.
Пара хитростей и суровая статистика
С 2011 года ГИБДД выдает удостоверения нового образца. По формату – это все та же карточка, но имеющая ряд ключевых отличий. Во-первых, цвет карты изменился с оранжевого на розово-голубой. На фоне можно разглядеть повторяющееся слово Russia, а на ламинирующей пленке – голографический герб Госавтоинспекции и надпись ГИБДД. Во-вторых, фото водителя не приклеивается к бланку, а распечатывается прямо на нем. Качество полиграфии, надо признать, оставляет желать лучшего. На обороте – список открытых водительских категорий, а также медицинские ограничения и штрих-код для автоматического считывания. Срок действия документа остался прежним – 10 лет.
Стоит добавить еще одно наблюдение: сам факт обучения в автошколе означает, что права вы рано или поздно получите – количество попыток сдачи экзамена не ограничено, приходить на пересдачи можно хоть каждую неделю. Большинство курсантов из моей группы получило права с третьей попытки, причем это абсолютно не значит, что они научились хорошо водить.
«Я не мог получить права полтора года после автошколы, – рассказывает уфимец Артур. – Сам, конечно, виноват. Теорию сдал раза с третьего – то подсмотреть пытался, то разговаривал, то с похмелья пришел... С практикой вообще ничего не получалось. В конце концов мне это надоело, я зашел в гости к соседу-гаишнику, поговорил с ним, а через недельку забрал готовый документ».
Не стоит откладывать автошколу на потом – водительский стаж отсчитывается со дня выдачи документа, при этом не имеет значения, как скоро вы в действительности сядете за руль. Даже если это произойдет спустя три года после получения прав , ГИБДД и страховщики будут спокойно считать, что за плечами у вас – три года безаварийной езды. А этот факт, в свою очередь, заметно снизит стоимость полиса ОСАГО.
Впрочем, дешевый полис вовсе не гарантирует безопасности. Отсутствие опыта вождения порой выходит боком автомобилистам. Как рассказала автосайту 102km.ru и.о. руководителя отдела пропаганды ОГИБДД Управления МВД по Уфе Зухра Рахматуллина, в прошлом году на территории города было зарегистрировано 199 автоаварий с участием водителей со стажем менее одного года. В этих ДТП погибли четыре человека и 269 получили травмы. По сравнению с 2011 годом количество таких аварий увеличилось на 22%, количество пострадавших выросло почти на треть. Вместе с тем инспекторы отмечают понижение смертности – годом ранее ошибки начинающих водителей унесли семь жизней.
Фото: В статье использованы фото автора и иллюстрации к экзаменационным билетам категории AB