Штраф за выезд на полосу встречного движения – альтернатива лишению, которую одобрила Госдума сразу в трех чтениях. Если в ближайшее время документ будет подписан президентом, то с 1 января 2013 года система наказаний за движение по встречке изменится. За первое нарушение водитель получит шанс отделаться штрафом, зато при повторном срок лишения составит уже год, а не 4-6 месяцев, как сейчас.
Выезд на встречку выезду рознь. Кто-то заехал колесом за сплошную линию, не создал опасной ситуации, но его могут оставить без прав на несколько месяцев. Другой внаглую идет на обгон под запрещающим знаком, заставляет смещаться встречные машины к обочине и тоже попадает на аналогичное наказание. Чтобы развести такие полярные случаи, в законопроекте предусмотрели вилку: либо штраф в 5000 рублей, либо лишение до полугода. Но если водитель повторно идет на это нарушение, оставаться ему без удостоверения целый год – альтернатив нет.
«Я считаю введение такой градации правильным решением, поскольку ситуации на дорогах абсолютно разные и всех под одну гребенку лишать прав – дикость. Не успел водитель завершить обгон и перестроиться в свою полосу до начала сплошной линии разметки, не создал опасной ситуации, но его лишают прав. Напротив, если бы он попытался закончить маневр, он мог бы подрезать автомобиль и спровоцировать ДТП, – считает эксперт по дорожной безопасности Борис Стуков. – Кроме того, часто разметка 1.6 (прерывистая линия, которая предупреждает о приближении к сплошной. – Прим ред.) у нас часто наносится не по ГОСТу. По нормам за пределами населенных пунктов она должна наноситься за 100 метров до начала сплошной линии, в городе – за 50 м, а на практике мы видим, что появляется она метров за 15-20. В результате водитель просто не успевает вернуться в свою полосу. И совсем иная картина: водитель четко видит знак, запрещающий обгон, и тем не менее совершает его, хотя вполне мог отказаться от опасного маневра»
Напомним, что повторным считается нарушение, которое совершено в течение года с момента исполнения предыдущего наказания. Другими словами, водителю вернули права или он оплатил штраф за первый выезд на встречку, но в течение года после этого еще раз попался на таком же нарушении – оно уже будет расцениваться как повторное и считаться отягчающим обстоятельством.
«Повторное деяние опасно и должно наказываться жестче, что и сделано, – поясняет депутат Госдумы, председатель «Свободы выбора» Вячеслав Лысаков, который продвигал данные поправки. – Вилка сделана для того, чтобы под безальтернативный штраф не попадали (не пользовались) те, кто внаглую прет по встречке. Таким – лишение, остальным – штраф».
Отметим, что любой по счету выезд на полосу встречного движения, зафиксированный в автоматическом режиме, по-прежнему грозит только штрафом в 5000 рублей.
«Если за первое нарушение был бы только штраф, а за повторное – только лишение, я бы согласился с поправками, – говорит правозащитник, автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко.- В 2002 году, когда ввели лишение за встречку, в статье также был прописан штраф от 300 до 500 рублей. Милиция ловила и отправляла дела судьям. Судьи смотрели, что у водителей есть смягчающие обстоятельства, и выносили решение о штрафе, если были отягчающие обстоятельства – лишали. Потом в ГИБДД всполошились: мы ловим, а судьи отпускают! Сверху была дана команда – для острастки пару мировых судей уволили. И про штраф все забыли – начали поголовно лишать. А теперь поставьте себя на место мирового судьи, который помнит 2003 и 2004 годы, когда их коллеги вылетели с работы в назидание другим. Какое решение они будут принимать: штраф или лишение? Кстати, раз появился штраф, то решение может вынести и ГИБДД, не передавая дело в суд, – простор для коррупции».
Кстати, в первоначальной редакции проекта за первый выезд на встречную полосу как раз предлагалось наказывать лишь штрафом в 4000 рублей, но депутаты посчитали это наказание слишком лояльным. Впоследствии было решено оставить действующие сроки лишения, добавив к ним пятитысячный штраф как более снисходительный вариант.
«К каждому отдельному случаю нужно подходить индивидуально. То есть дифференцировать нарушения правил по степени опасности, по степени виновности и ответственности, разделяя как минимум на несколько групп, – считает Борис Стуков. – Первая: деяния вынужденные, совершенные в условиях крайней необходимости; деяния формальные, то есть не создающие опасности для движения в данный момент. Третья группа – деяния, спровоцированные обеспечением безопасности движения и дорожными условиями. Четвертая – деяния умышленные, создающие опасную дорожную обстановку. Пятая – деяния, повлекшие ДТП с любыми последствиями, и, наконец, деяния умышленные с отягчающими вину обстоятельствами».
Помимо названного, новый проект смягчил наказание для тех, кто объехал препятствие по трамвайным путям встречного направления. Сейчас это приводит к однозначному лишению прав на срок до полугода. В документе же такой маневр предусматривает наказание от 1000 до 1500 рублей, как за объезд препятствия по встречке.
С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.
Выезд на встречку, как правило, связан с обгоном. Ниже приводим таблицу из ГОСТа 52289-2004, по которой можно определить безопасное расстояние до встречного транспорта, чтобы спокойно совершить маневр.
Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости*
* При коэффициенте сцепления колес с дорогой не менее 0,6. Расстоянием видимости до встречного ТС следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части. Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.
Фото: Фото Бориса СТУКОВА