Российский союз автостраховщиков объявил о намерении значительно упростить процедуру получения компенсаций по автогражданке. Правда, идеи, озвученные представителями РСА, вряд ли придутся по нраву большинству автомобилистов. Секрет прост: водителям опять придется раскошелиться.
Дело в том, что страховщики предлагают на законодательном уровне обязать автовладельцев устанавливать в автомобили системы ЭРА-ГЛОНАСС и видеорегистраторы. По мнению представителей РСА, видеозаписи и данные навигатора будут незаменимы при разборе обстоятельств дорожных аварий, особенно если участники ДТП не могут определить виновника.
В первую очередь, инициатива РСА, если она получит одобрение законодателей, будет полезна при оформлении аварий по европротоколу, то есть без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Напомним, что такая схема может использоваться, если в аварии участвовали только два транспортных средства, застрахованных по ОСАГО, не было погибших и пострадавших, а материальный ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Тем не менее, автовладельцы до сих пор с неохотой используют эту возможность, предпочитая оформлять столкновения по-старому, с обязательным звонком в ГИБДД, не желая попасть под подозрение в мошенничестве с ОСАГО. Подобной ситуацией недовольны и сами страховщики, и Госавтоинспекция, но больше всего недовольства у самих водителей: времени на ожидание экипажа уходит слишком много.
«Водители жалуются, что долго ждут экипажи ДПС, – прокомментировал ситуацию начальник Управления ГИБДД МВД по Башкирии Динар Гильмутдинов на недавнем круглом столе по проблемам европротокола. – На оформление каждой аварии у инспекторов уходит по два часа, а то и более. Людей на всех не хватает».
Страховщики, в свою очередь, отмечают, что порой вынуждены заставлять автомобилистов собирать дополнительные документы из-за бесконечных проверок и ревизий всевозможных контролирующих инстанций. Тем не менее, в РСА связывают с проектом обязаловки большие надежды: данные системы ЭРА-ГЛОНАСС подскажут, где и когда произошла авария, а видеозапись с регистратора – как именно все было. В большинстве случаев это избавит автовладельцев и от походов за дополнительными бумагами, и от лишних споров о том, кто виноват.
Тем не менее, перспективы у инициативы обязательного использования видеорегистраторов туманные: маловероятно, что законодатели пойдут на такой шаг. С другой стороны, в следующем году вступает в силу закон об обязательной установке систем ЭРА-ГЛОНАСС на грузовые автомобили и автобусы, а в перспективе такие устройства будут ставить на все новые автомобили. Что касается регистраторов, то в ближайшие годы большинство автомобилистов установят их самостоятельно, без указки правительства. Преимущества таких приборов неоспоримы: на сегодняшний день видеозапись – это единственное неоспоримое доказательство невиновности.