Уфимцы пожаловались чиновникам на общественный транспорт. Дело в том, что в уфимских автобусах, троллейбусах и трамваях попросту нечем дышать: открытые окна не спасают, а о кондиционировании салонов остается только мечтать.
Июль – наиболее тяжелое время для подобных поездок. Жара, духота, бесконечные пробки – все это в конечном итоге сказывается на здоровье уфимцев. Но перевозчики не спешат радовать горожан свежим воздухом, зато время от времени поднимают цены на проезд. Именно это и переполнило чашу терпения жителей города, которые в итоге пожаловались в столичную администрацию.
Однако чиновники так и не смогли заставить перевозчиков установить кондиционеры на транспорте. Оказывается, ГОСТы и СанПиНы вообще не нормируют температуру воздуха в салонах автобусов. Точнее, нормируют, но с существенной оговоркой.
«Опыт оборудования общественного транспорта кондиционерами в целом по России практически отсутствует, – сообщают в администрации Уфы. – Причина кроется в совокупности причин – экономических, технических и даже культурно-исторических. Отечественные производители основываются на госстандартах, предусматривающих оснащение транспорта кондиционерами лишь на пригородных и междугородних маршрутах. Попытки транспортных предприятий несерийно оснастить соответствующими приборами и городские автобусы приводили к быстрому выходу кондиционеров из строя. Техника попросту не справлялась с многочасовой нагрузкой в условиях постоянного воздухообмена внутри салона, вызванного периодическим открытием дверей на остановочных пунктах».
Больше всего нареканий вызывают низкопольные НефАЗы: по непонятной причине разработчики предусмотрели лишь несколько узких форточек и два люка, причем до одного из них пассажиры без стремянки дотянуться не смогут. Вот и вся вентиляция. В итоге люди чувствуют себя как в микроволновке: салон очень сильно нагревается сквозь метровые стекла.
В ПАЗах невозможно сесть возле окна: в каждом втором автобусе почему-то включен обогрев салона. С комфортом можно ездить разве что в «Спринтерах» и «Транзитах»: в них чаще всего с кондиционированием воздуха все в порядке.
Что касается электротранспорта, здесь все еще хуже. По данным администрации города, по Уфе на сегодняшний день ездит всего лишь один трамвай, оборудованный кондиционером. И то пассажиры свежего воздуха не чувствуют: техника охлаждает лишь рабочее место водителя. Сейчас МУП «Управление электротранспорта Уфы» планирует закупить еще четыре подобных вагона. Станет ли пассажирам от этого легче? Вряд ли.
Однако МУЭТ все же учел пожелания горожан. Парк трамваев и троллейбусов постепенно будет пополняться «освежающими» вагонами: в техническом задании каждой закупки отныне будут указываться требования по оборудованию естественной и искусственной вентиляции.
«Соответствующие рекомендации получили и заводы-изготовители: ОАО «Башкирский троллейбусный завод» и ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод», – отмечают в столичной администрации. – Производителям рекомендовано оснащать не только кабину водителя, но и пассажирские салоны современными приборами кондиционирования на летний период, а также тепловыми завесами на зиму».
Между прочим сейчас самое время готовить сани: грядущей зимой, как и все прошлые годы, уфимцы будут жаловаться на холод в маршрутках. Стандартов на этот счет тоже нет: нормы запрещают морозить лишь водителей. Как при этом будут чувствовать себя пассажиры городского общественного транспорта, не имеет значения.
Фото: Фото с сайта Кaifolog.ru