На термометре – плюс тридцать, плавится асфальт, где-то далеко впереди горит красный свет. Или зеленый: за полкилометра до перекрестка нет никакой разницы, автомобильный поток стоит. И тут по встречной полосе пробку объезжает экипаж ДПС.
Казалось бы, в этом нет ничего удивительного: инспекторы спешат на срочный вызов. К тому же с включенными «люстрой» и сиреной они вполне имеют полное право выбраться на встречную полосу. Однако председатель регионального отделения Федерации автовладельцев России в РБ Линар Хабирьянов, запечатлевший на автомобильный видеорегистратор несколько подобных случаев, почему-то уверен, что причиной таким маневрам стал вовсе не экстренный вызов.
В обоих случаях местом действия стала улица Сельская Богородская в Уфе. На видеозаписи видно, как экипаж ДПС некоторое время терпеливо плетется в хвосте пробки, после чего включает спецсигналы и смело выезжает на встречную полосу. Куда спешили гаишники – ответ на этот вопрос Линар теперь ждет от руководства Госавтоинспекции. Заявления, подкрепленные записями с видеорегистратора, в настоящий момент ждут рассмотрения.
«Согласно пункту 3.1 ПДД, чтобы получить преимущество перед остальными участниками дорожного движения, инспектор должен включить сирену, помимо проблесковых маячков, – рассказывает Линар Хабирьянов. – В первом случае инспектор ехал за мной, а потом ему приспичило объехать пробку, для чего он включил люстру и на короткое время сирену. В другом случае вторая патрульная машина просто ехала по встречке без мигалок и сирены. Вторые два экипажа вообще бесцеремонно объехали пробку, причем в машинах сидело по одному человеку. Вероятность, что они в тот момент несли службу, на мой взгляд, нулевая. Поэтому я написал заявление в Управление ГИБДД Башкирии и попросил проверить правомерность применения спецсиганалов, а в случае нарушения – привлечь к ответственности за езду по встречной полосе».
Представители ФАР надеются на объективное рассмотрение заявлений. Однако предыдущие попытки активистов общественной организации привлечь к порядку полицейских, заканчивались простыми отписками от чиновников. Достаточно вспомнить случай, произошедший в Уфе в марте. Напомним, анонимный очевидец странного маневра патрульной машины запечатлел на видео, как ВАЗ-2114 с гордой надписью «ДПС» на борту не спеша выезжает со двора на проспект Октября и пытается проехать широкую трассу поперек. Поток автомобилей останавливается, пропуская гаишников, но в тот же момент на записи четко видно, как в резко затормозивший хетчбэк врезается джип, не успевший вовремя отреагировать на дорожную ситуацию. Тем временем экипаж ДПС не спеша доезжает до разделительной полосы и через две сплошных линии сворачивает в сторону Черниковки, не обращая никакого внимания на аварию.
Видеоролик наделал в Интернете немало шума, и представители МВД и Госавтоинспекции уже не смогли отмалчиваться. После проведенной служебной проверки был сделан вывод, что полицейские действовали в рамках закона. Начальник Управления ГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов, в свою очередь, объяснил, что инспекторы спешили на остановку «Бульвар Славы», где «на проезжей части находился нетрезвый пешеход». Поскольку машина ехала с включенными «люстрой» и сиреной, экипаж ничего не нарушал.
«В соответствии с правилами дорожного движения, водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований некоторых разделов ПДД при условии обеспечения безопасности движения. Нарушений служебной дисциплины и законности со стороны сотрудников ДПС в данном случае не усматривается», – прокомментировал скандал Динар Гильмутдинов.
«По поводу той ситуации я больше чем уверен, что МВД «отмазало» своих, – отмечает представитель ФАР Линар Хабирьянов. – Мы же не глупые: несколько дней подряд повторяется эта история, да и по следам от снега на асфальте было видно, что инспекторы уже не на первый круг едут».
По словам Линара, стражи дорожного порядка сами нередко пренебрегают правилами без всяких на то причин. Так, чаще всего активисты ФАР «ловят» гаишников с непристегнутыми ремнями безопасности и разговаривающими по телефону. Мало того, утверждают представители общественной организации: в списке наиболее частых нарушений – игнорирование поворотников, разворот через двойную сплошную, остановка под запрещающими знаками и превышение скорости.
«Если нарушает обычный водитель,то он практически всегда привлекается к ответственности, а если гаишник – он остается безнаказанным. Пока не будет равенства на дороге, так все и будет».
Фото: Фото с сайта Pesochnya.com, видео Линара ХАБИРЬЯНОВА