Мой дом 36 рублей за литр – не предел?

36 рублей за литр – не предел?

Постоянно растущие цены на бензин – головная боль любого автомобилиста. По-видимому, уже можно не надеяться на то, что стоимость топлива начнет снижаться или хотя бы замрет на сегодняшнем уровне. Напротив, эксперты уже сейчас...

Постоянно растущие цены на бензин – головная боль любого автомобилиста. По-видимому, уже можно не надеяться на то, что стоимость топлива начнет снижаться или хотя бы замрет на сегодняшнем уровне. Напротив, эксперты уже сейчас прогнозируют резкое – и при этом неоднократное – повышение цен в наступающем году.

Масла в огонь подлил замглавы ФАС Анатолий Голомзин, рассказавший в эфире РБК-ТВ о ценообразовании в топливной сфере. По словам чиновника, более половины стоимости бензина составляют налоги и акцизы.

«С одной стороны, цены зависят от конъюнктуры мировых цен, а с другой – от затрат, которые несут нефтяные компании, а также от налогов, – отметил Голомзин. – Если говорить о стоимости одного литра бензина, то в ней 55–60% – это налоги. Оставшиеся проценты – это затраты и прибыль компаний. Какой может быть прибыль, зависит, в том числе, и от конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках».

В принципе, замглавы ФАС никого не удивил таким заявлением: всем известно, что топливо стоит слишком дорого именно из-за высокой налоговой нагрузки. Тем не менее, в антимонопольной службе отмечают, что ведомство регулярно штрафует игроков рынка за недобросовестную конкуренцию – когда топливные компании завышают цены без всякой видимой причины. По словам Анатолия Голомзина, в России ситуацию на рынке определяют несколько крупных игроков.

«Поэтому к ним мы принимаем меры как к компаниям, которые коллективно доминируют на рынке, – заявил чиновник. – Мы не допускаем, чтобы они злоупотребляли своим положением».

По мнению ряда экспертов, сговор между топливными компаниями имеет место уже сейчас, и если бы рынок развивался иначе, то и цены были бы на порядок ниже. Впрочем, есть и другая оценка происходящего в топливной сфере: АЗС зачастую работают чуть ли не в убыток – на этот раз из-за высоких оптовых цен и хрупкого баланса между единицами измерения (как известно, оптом топливо реализуется в тоннах, а в розницу – в литрах). Насколько состоятельна такая точка зрения и с какой стати обычные автолюбители вообще должны беспокоиться за рентабельность топливных компаний? Достаточно вспомнить, что оптовики – это все те же гиганты рынка, соответственно, небольшие сети АЗС практически никак не могут изменить ситуацию.

«Наша экономика, несмотря на озвучиваемые попытки перехода к другим приоритетам, так и остается сырьевой, – говорит редактор сайта 102banka.ru Дарья Орлова. – Переход этот моментальным быть просто не может. И даже в случае реализации всех стратегий по переходу на инновационные, производственные и иные рельсы, ситуация в ближайшие годы вряд ли изменится. Снижение акцизов на топливо не выгодно, в первую очередь, государству, а оно вряд ли будет действовать в ущерб себе».

Что еще печальнее, топливо будет дорожать и далее. Во-первых, с нового года в очередной раз повышаются акцизы на бензин. Во-вторых, нефтяники слишком долго сдерживают розничные цены на более или менее стабильном уровне: рано или поздно это станет одной из причин резкого удорожания бензина, сразу на 20-30%.

Другими словами, если сейчас в Уфе литр АИ-92 стоит в среднем 26 рублей, то после президентских выборов топливо может подорожать до 31-33 рублей. АИ-95, в свою очередь, – до 34-36 рублей. При этом эксперты не исключают, что потолок может быть еще выше.

В Башкирии антимонопольная служба недавно уже разбиралась с нефтяниками. Речь идет о потоке жалоб на «Башкирнефтепродукт», которые получила ФАС от других участников топливного рынка республики: операторы требовали... повышения розничных цен на бензин. К счастью для автомобилистов, антимонопольщики не спешат выносить подобные предписания. Но и без этого топливо будет дорожать: высокие налоги не оставляют топливным компаниям иного выбора. Кстати, ранее УФАС по РБ уже заставляло «Башкирнефтепродукт» снизить цены – что, по-видимому, и стало причиной недовольства других участников рынка.

Сейчас ведомство предлагает принять законопроект, который поможет определять справедливую стоимость нефтепродуктов. Интересы у всех разные: пока участники рынка просят повышения цен, автомобилисты требуют обратного. Поэтому антимонопольщики и пытаются вычислить эту золотую середину.

«Сегодня невозможно законодательно сказать – высокая закупочная цена или низкая. У нас нет закона справедливой стоимости. УФАС уже внес в правительство законопроект, который называется «О ценах на нефть и нефтепродукты», – отмечает руководитель УФАС по РБ Зульфира Акбашева. – Мы хотим сохранить на рынке интегрированные и небольшие компании. Но это не тот путь, когда компании могут договориться и повысить цены. Конкуренция всегда должна приводить к понижению».

Фото: Фото с сайта Тrabzonticaret.net

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления