Министерство внутренних дел России отказалось загонять автоинспекторов во временные рамки. Речь идет о нормативах прибытия на место ДТП без пострадавших: как известно, участникам таких аварий нередко приходится часами дожидаться сотрудников ГИБДД.
Напомним, что с такой полезной инициативой к руководству МВД ранее обратилась Генпрокуратура. По мнению представителей ведомства, подобные нормы есть практически у всех экстренных служб, однако ГИБДД по-прежнему реагирует на вызовы без особой спешки.
«Только в Москве ежедневно происходит около двух тысяч мелких ДТП без пострадавших, – отмечают сотрудники пресс-службы Генеральной прокуратуры. – Статистика прибытия сотрудников Госавтоинспекции для оформления ДТП указанной категории не ведется. В результате автотранспортные средства, получившие незначительные механические повреждения, зачастую препятствуют проезду, а также встречному разъезду транспортных средств. Это приводит к нарушению организации движения на отдельных участках улично-дорожной сети города и возникновению пробок».
В служебных регламентах автоинспекторов указано лишь, что время прибытия «должно быть минимальным». В то же время сотрудники ГИБДД обязаны экстренно реагировать на аварии с пострадавшими – для таких случаев нормативы уже давно разработаны. Так, если ДТП зарегистрировано на территории города, экипаж ДПС должен уложиться в 15 минут. Для федеральных автотрасс норматив составляет уже 20 минут, а для того, чтобы доехать в деревни и села, у инспекторов есть в запасе целый час. Однако когда речь заходит о мелких авариях с механическими повреждениями, руководство ГИБДД разводит руками. В ведомстве отмечают, что разработать такие нормативы невозможно: в каждом регионе свои условия, и скорость прибытия инспекторов зависит от погоды, расстояния, плотности движения, состояния трасс и многого другого.
«Отсутствие норматива прибытия инспектора развязывает ГИБДД руки, – уверен президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Можно было бы дать каждому региону возможность устанавливать свой собственный норматив в зависимости от качества дорог, климата, количества экипажей ДПС. Пусть это будет час, но за опоздание будет применяться дисциплинарное взыскание».
Сказывается на оперативности и нехватка сотрудников. Как известно, в рамках реформы МВД Госавтоинспекция лишилась значительной части личного состава. Однако у ГИБДД есть свой рецепт решения проблем с оперативностью. Ведомство предлагает расширить возможности «упрощенки». Речь идет о так называемом «европротоколе», когда участники мелкого ДТП могут обойтись без вызова инспекторов и самостоятельно оформить все документы. Недавно Госдума уже удвоила максимальную сумму выплат, на которую могут рассчитывать автовладельцы – до 50 тысяч рублей. Конечно, закон еще слишком далек от совершенства: во-первых, далеко не все могут определить «на глаз» сумму ущерба, а во-вторых, у приличных иномарок даже незначительный ремонт может обойтись намного дороже установленного «потолка».
Проблема со скоростью реагирования ГИБДД на «жестянку» особенно остро чувствуется сейчас. Даже незначительное столкновение приводит к километровым заторам. Хуже, если ДТП случилось на трамвайных путях: в итоге пустяковое происшествие заставляет сотни и даже тысячи людей ждать.
Как это происходит в Уфе? Каждый день в дежурную часть столичной Госавтоинспекции поступает около двухсот сообщений о ДТП. По словам сотрудника отдела пропаганды ОГИБДД УВД Уфы Ляйсан Исламгалиевой, в минувший четверг на территории города было зарегистрировано 183 автоаварии. А неделю назад инспекторам пришлось оформить 275 происшествий за один день. При такой статистике нормативы вряд ли помогут: чиновникам нужно искать другие решения.
Фото: Фото с сайта Lenta.ru