Госавтоинспекция похвалила пешеходов: они стали реже нарушать правила, и как следствие, реже провоцируют автоаварии. По сравнению с прошлым годом, количество ДТП, случившихся по их вине, снизилось на 1,8%. Всего за десять месяцев на территории страны произошло 24 280 таких аварий. Случаев, когда ДТП провоцировали нетрезвые пешеходы, стало меньше на 16,4%.
«Число аварий с участием пешеходов, как по их вине, так и по вине водителей, снижается, – говорит заместитель начальника Управления правового регулирования и пропаганды ГИБДД МВД России Владимир Шевченко. – Причина проста: водители и пешеходы стали чаще соблюдать правила дорожного движения. Так, число нарушений со стороны пешеходов неуклонно снижается, самые распространенные – это переход проезжей части вне пешеходного перехода и неожиданный выход на дорогу».
Тем не менее, статистика показывает, что на дорогах не так уж безопасно, как кажется: с января по октябрь под колесами автомобилей по собственной вине погибли 4147 пешеходов и более 21 тысячи получили травмы. Всего с начала года дорожно-транспортные происшествия унесли 22 636 жизней, при этом более 206 тысяч человек были травмированы.
Судя по этим цифрам, руководство ГИБДД поторопилось с выводами, говоря о соблюдении правил. Да, пешеходы стали гибнуть реже, но общее количество жертв (включая водителей, пассажиров и тех, кого сбили, например, на зебре) с прошлого года выросло почти на пять процентов! Если же посмотреть на статистику выявленных нарушителей, нетрудно заметить, что за полгода их количество выросло на 1,2%. При этом водители стали нарушать ПДД на 2,4% чаще, а оштрафованных пешеходов, в свою очередь, оказалось на 7,6% меньше, чем в прошлом году.
Впрочем, последнее вовсе не говорит о том, что пешеходы стали более послушными. Известно, что перебегающих через дорогу в неположенных местах инспекторы чаще всего игнорируют. Яркий пример – злополучный участок на уфимском проспекте Октября: отучить людей бегать через оживленную восьмиполосную трассу Госавтоинспекция так и не смогла.
«А как их прикажете штрафовать? Перебегает такой через дорогу, останавливаешь его, а он тебе: я тороплюсь, документов нет, и убегает. Что с ним делать? Бежать за ним? Стрелять в него?» – так высказался о бессилии инспекторов перед пешеходами-нарушителями начальник Управления ГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов на круглом столе, который еще в августе проводило республиканское отделение Федерации автовладельцев России.
Особое беспокойство ГИБДД вызывают «детские» аварии. За десять месяцев в России в ДТП погибли 259 детей-пешеходов и более 7800 получили травмы. В Уфе с начала года жертвами аварий стали два ребенка, 179 были травмированы.
«Один случай произошел на трассе М-5, ребенок был пассажиром, ехал с семьей из Челябинской области, – говорит и. о. начальника ОГИБДД УВД Уфы Иршат Кульсинбаев. – Второе ДТП случилось в Сипайлово – школьника сбили на зебре, позже он скончался в больнице».
По словам Иршата Кульсинбаева, дети стали реже нарушать правила – в некоторой степени благодаря различным акциям, которые проводит ГИБДД. В то же время стали чаще нарушать взрослые, забывающие о детских автокреслах.
Cоблюдение ПДД – еще не гарантия безопасности. По мнению автоинспекторов, люди должны быть заметными на дороге. Пока же мы все чаще читаем в сводках: «Водитель не заметил пешехода и совершил наезд».