Известно, что правила дорожного движения и глава 12 КоАП РФ – вещи далеко не однозначные. Гаишники трактуют те или иные нормы законодательства на свое усмотрение: там, где можно было бы обойтись копеечным штрафом (или вообще предупреждением), инспектор может завести административное дело, грозящее автовладельцу лишением прав.
Исправить эту ситуацию решили участники Российской ассоциации юристов, обратившиеся к властям с предложением детально расписать в законодательстве все возможные случаи нарушений. Особое внимание, уверены юристы, должно быть уделено причинам для лишения водительских удостоверений: только так можно сделать административную практику справедливой.
Яркий пример – это выезд на встречную полосу. Согласно статье 12.15 КоАП, за это положено лишение прав на срок до полугода, а в тех случаях, когда машина попала в объектив камеры фотовидеофиксации – штраф в размере 5000 рублей. Однако правозащитники уверены, что нарушение не такое уж и страшное: одно дело, когда автомобиль несется по встречной полосе, и совсем другое – когда машина едва пересекла запретную черту и тут же вернулась в свой поток. Наказание, между тем, одинаковое для всех: зацепил часть встречки – ходи пешком.
«Нынешняя ситуация, когда за выезд на встречную полосу предусмотрено только безапелляционное лишение прав, создает питательную среду для коррупции. У человека нет вариантов даже при незначительном заезде. А инспектору в таких условиях проще требовать взятку, мол, или плати, или будешь ходить пешком, – цитирует «Российская газета» слова руководителя Национального юридического бюро Дмитрия Позорова. – Сформулировали политику – жестко наказывать, и суды стали автоматически отбирать права. Не важно – на миллиметр заехал на встречную полосу или полностью. Была установка – повлиять на ситуацию. Хотели напугать всех, чтобы не выезжали на встречную. Но получилось, что под это наказание попадают и водители, совершившие незначительные преступления, а вовсе не отмороженные лихачи. Должна быть жесткая реакция на абсолютное правонарушение. Летишь по встречной полосе, обгоняешь пробку, просто лихачишь, должна быть серьезная кара. А заехал случайно на 5 сантиметров – ничего страшного. На полметра – большой штраф».
Спасением может стать введение гибких наказаний, считает Дмитрий Позоров. Ассоциация юристов сейчас готовит крупный законопроект, который может стать реальным инструментов в борьбе с коррупцией, однако оптимизм правоведов разделяют далеко не все.
«В первую очередь, необходимо разобраться с «палочной системой», – уверен юрист Евгений Калинин. – К тому же стоит в очередной раз задаться вопросом: чем занимается ГИБДД – обеспечивает безопасность или просто наказывает нарушителей? Мне кажется, ответ очевиден. Не думаю, что такая дифференциация наказаний существенно повлияет на ситуацию на дорогах, но у водителей появится больше шансов на справедливое наказание. В любом случае, согласен с тем, что нельзя стричь под одну гребенку лихачей и тех, кто нарушил случайно».
В свою очередь, ГИБДД приводит печальную статистику: в аварийных сводках можно найти немало случаев, когда непреднамеренный выезд на встречную полосу приводил к трагедии. И если в гололед все можно списать на беспечность самих водителей, не позаботившихся вовремя о смене резины, то кого штрафовать, если в пересечении двойной сплошной виноваты, скажем, недостатки самой дороги?