Неожиданное предложение поступило законодателям от главы думского комитета по транспорту Сергея Шишкарева. Инициатива депутата оказалась простой и бессмысленной: ограничить выдачу водительских прав пожилым людям. По мнению Шишкарева, пенсионеры создают повышенную угрозу на дорогах, поэтому нужно сократить вдвое срок действия удостоверений для автомобилистов старше 65 лет.
Предложение главы комитета Госдумы вызвало резкое неодобрение не только со стороны автовладельцев, но и от коллег Шишкарева. Идею не поддержала ни одна из фракций, что неудивительно: в преддверии выборов лишний раз раздражать пенсионеров (как самых активных избирателей) не захотелось никому. К тому же, сам «борец» с пенсионерами-водителями дорабатывает в Госдуме последние месяцы: его родная партия не стала включать его имя в избирательные списки.
Что касается «группы риска», в которую якобы входят пожилые водители, с этим не согласны сами автомобилисты. Напротив, пенсионеры ездят на порядок аккуратнее, чем их молодые соседи по дороге, причем это подтверждает и статистика ДТП.
«Водители в возрасте 65–70 лет даже не входят в группу риска, – говорит глава общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Самую большую группу аварийщиков составляют водители со стажем до двух лет. Потому, на мой взгляд, речь надо вести о законодательном ограничении прав начинающих водителей. Прежде всего – скоростного режима. Знак, что машиной управляет новичок, уже есть. Но теперь к нему надо добавить ограничение скорости. И запретить начинающим ночную езду, которая требует навыков. Наконец, имеющим водительский стаж не более двух лет, нельзя возить больше одного пассажира».
Действительно, сложно представить себе пенсионера, разгоняющегося до 150 км/ч и катающегося ночами по городским улицам. Психологи, в свою очередь, утверждают, что неоправданный риск – дело молодых, а стиль вождения пенсионеров скорее можно назвать вдумчивым и неторопливым. Впрочем, и ГИБДД знает немало случаев, когда внезапный приступ у пожилого водителя приводил к самым печальным последствиям.
В любом случае, если законопроект будет доведен до ума, то разбираться с ним будут уже депутаты Госдумы следующего созыва. Однако и в этом случае далеко не факт, что идея с ограничениями для пенсионеров будет воплощена в реальность: к примеру, представители Госавтоинспекции уже раскритиковали инициативу Шишкарева, отметив, что решать вопрос, кому можно управлять автомобилем, а кому нет, должны врачи. Напомним, что в действующем законодательстве уже прописаны медицинские противопоказания для вождения – и их, уверены в ГИБДД, достаточно.
Впрочем, свой «подарок» пенсионерам подготовило Министерство здравоохранения и соцразвития России. Согласно законопроекту, который может быть принят в ближайшее время, автовладельцев планируется обязать проходить медосмотр каждые пять лет. Что касается пожилых людей, то пенсионеров (мужчин старше 60 и женщин старше 55) будут отправлять за свежей справкой каждый год. Соответственно, управлять машиной с просроченной справкой будет запрещено, другими словами, инициатива главы комитета Госдумы по транспорту все же может воплотиться в жизнь, хоть и под другим предлогом.
«Безусловно, фактор возраста – один из самых серьезных в развитии заболевания, – говорит директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Сергей Бойцов. – В 65 лет повышаются риски сердечно-сосудистых заболеваний. До восьми процентов всех ДТП происходят именно по причине инфарктов и сердечных приступов за рулем».