Проблемы с автомобильным топливом, такие, как постоянное повышение цен и дефицит бензина в некоторых регионах, оказались весьма серьезными. Чтобы решить, как бороться с этим кризисом, представители Федеральной антимонопольной службы, Ростехнадзора, Росстандарта и 12 нефтяных компаний провели совещание, которое должно было расставить все точки над i. Итогом встречи стало соглашение, согласно которому свежая редакция технического регламента на топливо вновь получает тайм-аут. Иначе говоря, запланированный переход на выпуск бензина более высокого стандарта в очередной раз откладывается.
Еще одним способом удержать цены на бензин станет продление действия заградительных пошлин на экспорт топлива. Такая мера была введена после того, как в отдельных регионах страны автовладельцы неожиданно столкнулись с отсутствием бензина на АЗС. Как оказалось, нефтяникам было выгоднее продавать топливо за рубеж, чем продавать его здесь.
«В четвертом квартале 2010 года и первом полугодии 2011 года сложился дефицит нефтепродуктов, который привел к росту цен на них, – утверждается в обращении ФАС. – Одной из причин дефицита стала неготовность ряда нефтяных компаний исполнять технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В настоящее время, чтобы избежать повторения этой ситуации, проводится работа по отложению срока вступления в силу положений Технического регламента при условии выполнения нефтяными компаниями ряда обязательств».
По словам заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Павла Субботина, правительство разрешит выпускать бензин стандарта Евро-2 как минимум до середины следующего года. Взамен нефтяники пообещали в ближайшие четыре года модернизировать производственные мощности для выпуска более качественного топлива. Другими словами, до 2015 года автовладельцы еще не раз смогут столкнуться как с некачественным бензином, так и с отсутствием его на заправках.
Вслед за встречей нефтяников последовало заседание экспертной комиссии при Минпромторге, где обсуждалось продление производства Евро-2 до конца 2012 года. Мало того, из техрегламента предлагается убрать привязку к октановому числу. В итоге низкооктановый бензин никуда не исчезнет с заправок, пока на него есть спрос.
«Поправки объективны с точки зрения структуры автопарка и создают достаточные условия, чтобы клиент в любом случае знал, чем заправляется», – утверждает глава Минпромторга Алексей Рахманов.
Теперь дело за правительством, которому предстоит утвердить эти поправки. Вряд ли это поможет удержать цены на топливо: бензин на АЗС продолжает дорожать. Ранее президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в открытом письме, опубликованном в «Российской газете», утверждал, что стоимость литра топлива необходимо привязать к стоимости буханки хлеба. По его мнению, справедливая цена должна быть установлена на уровне 15 рублей. На деле же АИ-92 в Уфе уже сейчас стоит около 24 рублей.
Вопросы качества бензина, о которых беспокоится власть, также остаются открытыми. С одной стороны, к уфимским нефтеперерабатывающим предприятиям, по крайней мере, претензий по качеству топлива не слышно уже давно. Однако, что на самом деле попадает в бензобаки? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже совсем скоро. В ближайшее время мы опубликуем результаты потребительской экспертизы 92-го бензина с уфимских заправок. Подробнее о том, как заправлялись сотрудники редакции 102km.ru, читайте завтра в рубрике «Автостоп».
Фото: Фото с сайта Boston.com