В ближайшем будущем теоретическую часть экзамена на водительские права, возможно, начнут принимать в обычных школах. Точнее, в образовательной программе может появиться отдельный предмет, полностью посвященный правилам дорожного движения.
С таким предложением выступили представители Комитета Госдумы по транспорту. По мнению председателя комитета Сергея Шишкарева, курса ОБЖ, в рамках которого сегодня преподаются ПДД, крайне недостаточно: правилам поведения на дорогах в нем отведено всего лишь два часа. Шишкарев уверен, что учащимся нужен полный и обстоятельный курс ПДД, только так можно сократить количество жертв дорожно-транспортных происшествий.
«На сегодняшний день Россия является одной из самых неблагополучных стран в мире по числу жертв ДТП, – говорит председатель думского комитета. – Например, в прошлом году на российских дорогах погибло 25 тысяч человек, а еще 300 тысяч получили ранения. Одной из тем, которую мы будем активно развивать в рамках образовательных стандартов, является введение в старших классах средней школы обязательного предмета «Правила дорожного движения».
Вопреки ожиданиям, снижать «водительский» возраст никто не планирует, как и выдавать права вместе с аттестатом. Тем не менее, планируется, что теоретический экзамен будет засчитываться при получении водительского удостоверения, но лишь тогда, когда учащийся достигнет 18-летнего возраста. Другими словами, после обучения в автошколе курсанту придется сдавать в ГИБДД лишь вождение: знание теории он в свое время уже показал.
Фактически депутаты не предложили ничего нового: правилам поведения на дороге сотрудники Госавтоинспекции учат детей, начиная чуть ли не с детского сада. Постоянно проводятся рейды и акции, направленные на профилактику таких ДТП. Разница лишь в том, что эти занятия в большей степени факультативны и рассчитаны на младший возраст, в то время как комитет по транспорту предлагает ввести уроки безопасности в старших классах, чтобы школьники могли взглянуть на дорогу с точки зрения водителя.
Возможная эффективность таких нововведений вызывает сомнения. Многие эксперты сходятся во мнении, что знание правил дорожного движения у выпускников будет не на высоте.
«Школьная программа и без того плотно забита другими предметами, да и к моменту получения прав эти знания попросту «выветрятся», – уверен юрист Евгений Калинин. – В результате мы получим обратный эффект, когда на дорогах появятся автомобилисты, умеющие водить, но при этом практически не знакомые с ПДД».
Впрочем, есть и противоположное мнение: сейчас профилактическая работа ГИБДД, как правило, сводится к банальному стишку «красный свет – дороги нет». Старшеклассников же будут учить правилам «по-взрослому», со всеми тонкостями, которые предусмотрены в законодательстве. Тем не менее, поставленные цели могут быть провалены из-за низкого качества обучения.
Добавим, что за последний год количество ДТП с участием детей в стране увеличилось на полтора процента. В Башкирии такие аварии составляют около девяти процентов от общего числа. По данным Департамента ОБДД МВД России, в прошлом году в дорожно-транспортных происшествиях в республике погиб 21 ребенок и около 470 получили травмы.
Фото: Фото с сайта AvtoShkola62.ru