Перевозку опасных грузов теперь не нужно согласовывать с Госавтоинспекцией. В связи с «Законом о полиции», ГИБДД снимает с себя некоторые несвойственные ей функции. В частности, водителям теперь предоставляется право самим разрабатывать маршрут, по которому нужно везти взрывчатые или, к примеру, легковоспламеняющиеся вещества.
К опасным грузам (согласно правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным приказом Минтранса РФ 8 августа 1995 года) относятся взрывчатые материалы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением газы, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, окисляющие вещества, яды и инфекционные вещества, радиоактивные материалы, едкие и коррозионные вещества. Все эти грузы должны перевозиться по особым правилам.
Во-первых, перевозить их можно только на специальном транспорте. При этом автомобиль должен быть оборудован выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Топливный бак должен быть изолирован от аккумулятора, двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и иметь защиту со стороны днища и боков. Очень много требований предъявляется к электрооборудованию в автомобиле.
Кроме того, транспорт, на котором везут опасный груз, должен быть оборудован металлической заземлительной цепочкой.
Особые требования предъявляются к кузову, а именно к его обшивке, вентиляции, конструкции. Также на машине должны быть таблички, предупреждающие о том, что автомобиль везет нечто опасное. Для перевозок должны использоваться только те транспортные средства, которые ездят на бензине. Газогенераторные автомобили в этом случае запрещены.
Следить за исполнением всех этих требований должна автотранспортная организация, которая занимается перевозками грузов. Ее работники должны проверить, как оборудован автомобиль, оснастить его недостающими деталями и провести инструктаж водителя.
Водителю, в частности, запрещается резко тормозить, ехать на дистанции между соседними транспортными средствами менее 50 метров и перевозить некоторые грузы при видимости менее 300 метров, к примеру, в туман, дождь или снегопад. Кроме того, при перевозке особо опасных грузов стоянки для отдыха водителей в населенных пунктах запрещены. Останавливаться можно только на специально отведенных для этого площадках, расположенных не ближе чем в 200 метрах от жилых зданий.
Эти требования актуальны и сейчас. А вот согласовывать маршрут с Госавтоиснпекцией теперь не надо. Раньше автотранспортное предприятие должно было утвердить маршрут в ГИБДД, если нужно перевезти особо опасные грузы, если предстоит перевозка грузов в сложных дорожных условиях или в условиях недостаточной видимости, а также при перевозке в колонне. На согласование уходили сутки. К выбору маршрута предъявлялись особые требования. К примеру, нельзя провозить груз через густонаселенные поселки. Нельзя проезжать мимо мест большого скопления людей. Категорически запрещается провозить грузы мимо учебных заведений. Маршрут заносился в бланк, и отклоняться от него водителям запрещалось.
В связи с тем, что сейчас идет реформирование системы МВД, ГИБДД решили освободить от лишней работы. Теперь водителям не придется терять время на согласование. При этом документы, согласованные в подразделениях Госавтоинспекции до 1 марта 2011 года, будут действительными до окончания указанного в них срока.
Сами сотрудники ГИБДД предупреждают, что водителей от ответственности никто не освобождал. Да, инспекторы не будут согласовывать маршрут, но продолжат контролировать выполнение этих перевозок. «Напоминаем, что с 23 сентября 2010 года в силу вступил Технический регламент о безопасности колесных средств, в котором установлены требования в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов. Все автотранспортные предприятия должны их соблюдать и помнить, что за их нарушение следует наказание», – предупреждают сотрудники республиканской Госавтоинспекции.
Согласно КоАП РФ, за отсутствие свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или таблички об опасности, а также несоответствие транспортного средства всем условиям и требованиям грозит водителю штрафом от 2000 до 2500 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев, должностным лицам – штрафом в размере от 15 000 до 20 000 рублей, юридическим лицам – штрафом от 400 000 до 500 000 рублей.
«На мой взгляд, отсутствие контроля, даже минимального, всегда расхолаживает, – считает автомобилист Мария Жаркова. – Если маршрут не согласован, сложно предсказать возможные риски. Ведь никто не знает, каким путем вздумает ехать перевозчик. Я понимаю, что такая мера – это попытка убрать бюрократические препоны и, возможно, исключить коррупцию, но мне кажется, это не та сфера, где можно отдавать все в руки только одних автотранспортных предприятий. Тем более что для крупных перевозчиков штрафы, какого бы размера они ни были, недостаточны страшны. Если им выгоднее мимо детского сада химикаты возить, потому что так бензина меньше тратится, они будут их возить».
«Нововведение облегчает жизнь водителям, – считает руководитель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Ничем плохим оно не грозит. Есть постоянные маршруты перевозки каждого из опасных грузов. Водители как по ним ездили, так и будут продолжать ездить. С одной стороны, это решение упрощает процедуру оформления документов на перевозку. С другой – усиливает ответственность самого водителя и предприятия».