Минтранс готовит проект поправок, которые предусматривают штраф за отсутствие в транспортном средстве российской системы навигации. Размер наказания – от 2,5 до 50 тысяч рублей. Поплатиться за пренебрежение отечественными технологиями могут водители и владельцы автобусов, а также грузовиков.
Новый проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, опубликованный на сайте Минтранса РФ, предусматривает введение штрафных санкций за неиспользование навигационной системы ГЛОНАСС: «Осуществление перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2500 рублей, на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, – 5000 рублей, на юридических лиц – 50 000 рублей». Если изменения в закон будут одобрены, то новые санкции начнут действовать уже с июля текущего года.
Это может привести в первую очередь к подорожанию транспортных услуг, поскольку стоимость оборудования перевозчикам придется компенсировать за счет потребителя. А цена оборудования в значительной степени больше зарубежных аналогов, которые при этом на данном этапе более развиты. И ее падения ожидать не стоит: конкуренцию со стороны GPS устраняют искусственно, причем не только «обязаловкой», но и повышением пошлин на зарубежную навигацию. А это единственный сдерживающий фактор: когда у потребителя нет выбора, цены может диктовать производитель. Впрочем, эксперты считают, что при грамотном подходе разовые траты владельцев транспорта на рынке значительно не скажутся.
«Цена навигационных систем занимает слишком малую часть в себестоимости перевозок, чтобы заметно сказаться на подорожании услуг, – считает начальник отдела международных перевозок транспортно-экспедиционной компании «Траско» Игорь Басалгин. – Скорее всего, самым неприятным это будет непосредственно для владельцев техники, которым придется разово потратиться, дабы затем не иметь проблем со штрафами».
Напомним, в 2010 году также в силу вступил новый технический регламент. Планируется внести в него поправки, которые потребуют от владельцев транспортных средств, перевозящих людей, опасные и тяжеловесные грузы, обязательного оборудования таких машин спутниковой навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Более того, эти системы должны стать обязательными и для легковых машин – всех, которые выпускаются в России, вне зависимости от производителя – будь то АвтоВАЗ или Ford.
Однако, что касается таких автомобилей, речь идет об обязательном наличии отечественной навигации в числе опций. Зато систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» («Экстренное реагирование на аварии») хотят сделать безальтернативной. Таким комплексом планируется оснащать все машины, которые выйдут с конвейера в России с 2012 года. Автомобиль, оборудованный модулем, сможет в случае ДТП сообщать о месте происшествия на ближайший диспетчерский пункт аварийной службы.
«Цель проекта – снижение смертности и аварийности на дорогах, – поясняет глава Роскосмоса Анатолий Перминов. – Именно из-за несвоевременного реагирования экстренных служб на месте происшествия погибают 56% пострадавших. В результате реализации проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» предполагается сократить время прибытия на место ДТП на 10-30%».
В Башкирии решили совместить обязательное с полезным. Уже сейчас общественный транспорт, принадлежащий государственным и муниципальным перевозчикам, активно оснащается системами ГЛОНАСС. Частники же пока не спешат следовать примеру «бюджетных» коллег.
«В рамках федеральной программы субсидирования на закупку автотранспортных средств, оснащенных системами ГЛОНАСС, только за 2010 год республика приобрела 60 современных автобусов и 27 троллейбусов, оснащенных системами навигации, – отмечают в пресс-службе Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству. – В настоящее время более одной тысячи автобусов «Башавтотранса» оборудованы системой ГЛОНАСС. К сожалению, такое активное внедрение систем навигации наблюдается только у государственных и муниципальных перевозчиков – это ГУП «Башавтотранс» и управления электротранспорта в городах республики».
Сейчас чиновники думают, как заинтересовать предпринимателей в установке приемников. Планируется, что с внедрением ГЛОНАСС в республике будет создана так называемая «Единая диспетчерская служба», которая будет контролировать весь общественный транспорт не только в Уфе, но и в республике. Судя по всему, частные перевозчики пока еще и сами не понимают, зачем это нужно.
Битва ГЛОНАСС против GPS – это пример конкуренции по-российски. Государственные интересы становятся важнее частных, за что приходится расплачиваться рядовым потребителям. То же самое касается и таможенных пошлин на иномарки. Когда местные производители не в состоянии победить в честной конкурентной борьбе, их сторону занимает государство.