За последние годы практически любую поездку в исторический центр Уфы стало невозможно представить без утомительного стояния в пробках. В часы пик стоят практически все улицы. О причинах пробок сказано уже немало: в заторах виноваты и узкие дороги, и стихийные парковки на обочинах (мало для кого запрещающие знаки являются помехой), и обилие маршруток, скапливающихся на остановках, и бестолковые пешеходы, вынуждающие водителей притормаживать на протяжении всего пути.
Пожалуй, наиболее остро эти проблемы заметны на улице Ленина – именно через нее проходят маршруты большинства «центральных» автобусов. Именно с нее и решили начать уфимские градоначальники.
Собственный рецепт организации дорожного движения в центре столицы предложил первый заместитель главы администрации Уфы Владимир Дмитрюк на недавней пресс-конференции. По его словам, необходимо серьезно подумать над изменением транспортной схемы в этом районе и, возможно, принять ряд радикальных решений. В частности, чиновник предложил начать практику эвакуации неправильно припаркованных машин на штрафстоянки, а нехватку мест для стоянки, которая и вынуждает уфимцев оставлять автомобили прямо под знаками, решить с помощью строительства многоуровневых парковочных комплексов.
По словам начальника республиканского управления ГИБДД Динара Гильмутдинова, главой городской администрации уже подписано постановление, разрешающее эвакуацию припаркованных с нарушениями автомобилей. Проблема в том, что мэрии пока не удалось заключить соответствующие договоры с владельцами эвакуаторов.
Отметим, что идею возведения подобных объектов столичные градоначальники вынашивают уже не первый год. Тем не менее, несколько тысяч мест для стоянки появились лишь благодаря недавно построенным торговым комплексам, большинство из которых находятся вовсе не в центральной части Уфы. Много говорилось и о проекте «народных гаражей», однако и он не получил продолжения.
Разгрузить многострадальную улицу Ленина от общественного транспорта, по мнению чиновников, можно лишь двумя способами. В свое время предлагалось запретить «газели», «ПАЗы» и прочие маломестные автобусы. В пользу этой идеи высказывались многие, начиная от представителей профильных ведомств, курирующих транспортную сеть Уфы, и заканчивая крупными компаниями-перевозчиками. «Один «НефАЗ» способен заменить девять «газелей», а заменив все городские микроавтобусы более вместительными, мы сможем избежать не только нездоровой конкуренции в погоне за пассажиром, но и повысить уровень безопасности на дорогах», – подобные доводы в пользу этого проекта приводили уфимские чиновники. Впрочем, аргументы уфимцев, которым необходимо быстро добраться из одного конца города в другой, оказались более убедительными.
Последняя инициатива замглавы уфимской администрации, возможно, покажется на первый взгляд утопичной. Владимир Дмитрюк предложил попросту перенести маршруты автобусов с улицы Ленина.
«Этот вопрос был поставлен уже давно, и в этом году мы всерьез приступим к его решению, – говорит чиновник. – Часть общественного транспорта будет ходить по соседним улицам, что значительно облегчит автомобильный поток на данном участке».
По мнению регионального представителя Федерации автовладельцев России в РБ Ильяса Чанышева, перенос автобусных маршрутов никак не поможет в борьбе с пробками. «Предельно загружены и все соседние улицы: Цюрупы, Маркса и так далее, – считает Ильяс Чанышев. – Подобные действия не только не помогут избавиться от заторов, но и окончательно остановят движение в центре города».
Не исключено, что улице Ленина после этих изменений предстоят еще некоторые изменения. В частности, движение может стать односторонним, а, возможно, и вовсе будет закрыто. Другими словами, градоначальники не собираются отказываться от идеи создания «уфимского Арбата».
Тем не менее, главная улица центра Уфы (до революции, кстати, она так и называлась – Центральная) вряд ли станет пешеходной: жизнь автовладельцам это никак не упростит.
Судьба улицы Ленина в настоящий момент решается Петербургским центром организации дорожного движения. После того как будут проведены необходимые экспертизы, администрацией Уфы будет принято решение: изменить схему движения транспорта на этом участке или оставить ее без изменений.
«Лично я против закрытия улицы Ленина для транспорта, – говорит глава республиканской Госавтоинспекции Динар Гильмутдинов. – Если это будет сделано – дорожное движение в городе будет парализовано».
Разумеется, пока все эти проекты остаются на бумаге. Но, пожалуй, подобные фонтаны идей городу необходимы: как известно, истина рождается в споре, а прийти к разумному компромиссу проще всего методом «мозгового штурма». Остается лишь найти средства и превратить желаемое в реальность.