Администрация Уфы разработала новую концепцию развития транспортной инфраструктуры города. Новый генеральный план, рассчитанный до 2025 года, предусматривает меридианально-широтное расположение дорожной сети, другими словами – границы Уфы станут шире.
Составители предыдущего генплана не смогли предугадать одной важной вещи: по их расчетам, к 2020 году количество автомобилей в городе должно было составить 300 единиц на тысячу жителей. Прогнозы оказались неверны: уже на сегодняшний день на тысячу уфимцев приходится 340 машин. Если добавить к этому транспортному потоку транзитные автомобили, проезжающие через столицу республики, вполне вероятно, что этот показатель может вырасти до 500 машин на тысячу жителей. Стоит отметить, что транзитный транспорт – это еще одна проблема, которую приходится решать градостроителям.
Реализация программы, согласно плану столичной администрации, будет проходить в три этапа. Первый этап, рассчитанный на 2011–2013 годы, можно сказать, уже начался минувшим летом, когда в столице были расширены улицы Коммунистическая, Цюрупы, Галле, Комсомольская, Лесотехникума и проспект Салавата Юлаева. По данным администрации Уфы, каждый квадратный метр расширенных дорог обошелся городской казне в 2750 рублей.
«Разработан перечень из 28 наиболее загруженных улиц, подлежащих расширению до 2013 года, ориентировочной стоимостью 2,9 миллиарда рублей, – говорит первый заместитель главы администрации Уфы Ирек Ялалов. – Расширение улиц ведется комплексно, что позволит почти в два раза увеличить пропускную способность, качественно улучшить благоустройство, освещенность, дизайн остановок общественного транспорта, а также даст возможность построить пешеходные переходы с неполным перекрытием движения. Кроме того, расширение улиц позволит организовать движение общественного транспорта по выделенным полосам, что по опыту европейских стран является наиболее эффективной формой организации движения».
В частности, в ближайшие годы в Уфе появятся 35 пешеходных переходов, строительство восьми из них планируется завершить уже к 2013 году. Кроме того, в целях оптимизации дорожного движения будет построено 30 транспортных развязок и путепроводов.
Кроме того, планируется, что трамвайная сеть, несколько лет назад разделенная на две части, вновь соединится. Новая ветка пройдет от железнодорожного вокзала на север до Городского дворца культуры и на юг – до аэропорта. В свою очередь в Шакшу и Дему проведут троллейбусные линии.
Наиболее важными проектами градостроители считают реконструкцию моста на Демской трассе, строительство транспортных развязок на пересечении улиц Пугачева и Армавирской, а также у поселка Чесноковка на трассе Уфа–Аэропорт. Проспект Салавата Юлаева будет продлен до Бирского тракта, что поможет напрямую связать центр города и промзону, а развязку в створе улицы Бессонова достроят. Кроме того, через Белую и Уфимку появится несколько новых мостов.
Второй этап программы рассчитан до 2020 года. За это время в Уфе будет достроен транспортный коридор, который соединит напрямую восточную и западную части города. К Затонскому мосту прибавится «двойник», который позволит разгрузить движение на этом участке. Его строительство начнется в 2012 году.
Согласно плану, в городе будет построен восточный обход, улицу Сельскую Богородскую перестроят заново, а в Нижегородке полностью изменят дорожную схему.
На заключительном третьем этапе реализации генплана градостроители планируют завершить масштабные стройки. В частности, сеть магистралей свяжет центр столицы с отдаленными районами города, а восточный и западный обходы наконец возьмут на себя весь транзитный транспортный поток.
Единственное, что может помешать воплощению в жизнь этих проектов – ошибки в расчетах. Не исключено, что через пять-десять лет автопарк столицы вырастет настолько, что генплану в очередной раз понадобятся корректировки.