Закон об «автогражданке» ждут серьезные изменения: в ближайшее время могут быть приняты сразу несколько законопроектов, благодаря которым ОСАГО если и не станет совершенным страховым продуктом, то, по крайней мере, избавится от наиболее серьезных недостатков.
Минусов между тем немало: автомобилисты рискуют либо получить недействительный полис, либо вообще остаться без возмещения. Мало того, зачастую суммы выплат на порядок ниже выставленного счета за ремонт машины. Для страховых компаний «автогражданка» в большинстве случаев просто убыточна.
На днях комитет Госдумы по финансам одобрил очередной законопроект о контроле бланков полисов ОСАГО. Согласно документу, поток бланков будет контролироваться Российским союзом автостраховщиков: ранее у организации не было возможности как-то ограничивать страховые компании в объемах заказанных полисов. Если законопроект будет принят, ряду страховщиков придется несладко: у РСА появятся полномочия не давать им бланки вообще, ссылаясь на неустойчивое финансовое положение компаний. Таким образом, участники рынка смогут обезопасить себя от действий недобросовестных конкурентов, а РСА – избежать выплат по их долгам.
Что касается сумм, которые автовладельцы смогут получить от страховщиков, то в этой области предполагаются изменения. Лимит в 160 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью пострадавших может быть увеличен до полумиллиона рублей. А уже вступивший в силу закон о методике оценки износа запчастей оставил даже самих страховщиков в недоумении: в документе оказалось слишком много «белых пятен».
«Рассчитывать степень износа будут все те же экспертные организации, однако в отсутствие единой методики расчета любое экспертное заключение потенциально не объективно, – считает первый заместитель директора филиала «Росгосстрах» в РБ Владимир Вавилов. – В этом и есть основная проблема ОСАГО, которая теперь только усугубилась. И автовладелец вместо того, чтобы получить в экспертной организации расчет, объективность которого основывается на единой неоспоримой методике, как и прежде, вынужден метаться из одной экспертной организации в другую, чтобы в итоге судебной экспертизы получить третий результат и им удовлетвориться, потратив время и деньги. При этом никто точно не может объективно ответить, кто же все-таки прав и в какой степени».
В ответ на повышение лимитов выплат могут подорожать и сами полисы. Базовая ставка до сих пор находится на установленном семь лет назад уровне, и все поправки в закон об ОСАГО без повышения тарифов сделают «автогражданку» еще более убыточной.
«Без увеличения тарифа реализация этих поправок попросту невозможна, – продолжает Владимир Вавилов. – Согласно актуарным расчетам, реализация подобной инициативы потребует увеличения тарифа в ОСАГО на 30-45%».
«По нашим оценкам, эти нововведения могут повысить убыточность ОСАГО примерно на 20%, поэтому логично, если и тарифы будут повышены, – отмечает начальник отдела ОСАГО компании «РОСНО» Андрей Антонохов. – Необходимо отметить, что страховщики сегодня выступают не просто за одностороннее увеличение тарифов, а за реализацию целого комплекса мер, необходимых для оздоровления ОСАГО. Установленные семь лет назад суммы сейчас имеют совершенно другое экономическое значение».
В то же время более жесткий контроль над выдачей бланков должен пойти на пользу практически всем: РСА больше не придется платить по долгам недобросовестных компаний, сами страховщики смогут спокойно работать, не опасаясь за свою репутацию, а для автовладельцев пропадет риск нарваться на «черного» страховщика.
Не повезет только тем компаниям, чье финансовое положение нестабильно. Эксперты полагают, что после таких поправок с рынка исчезнут 15-20 страховщиков.