Министерство финансов приступило к разработке очередного законопроекта, который позволит дать отпор кредитным мошенникам. Закон будет иметь довольно неопределенное название «О регистрации уведомлений о залоге или ином обременении движимого имущества», но, тем не менее, обещает стать действительно эффективной мерой против аферистов.
Эксперты отмечают, что в последнее время участились случаи мошенничества с продажей автомобилей, приобретенных в кредит. По закону в течение двух недель после покупки машины заемщик должен отдать банку оригинал ПТС в качестве залога. При этом сам автомобиль оформляется на заемщика и считается его собственностью.
Практика показывает, что от машины можно избавиться и без ПТС. Точнее, существует как минимум два способа обойти залоговые преграды. В ряде случаев мошенники успевают продать кредитное авто прежде, чем отнесут документы в банк, либо пишут заявление об утере ПТС, оформляют дубликат и спокойно продают автомобиль. Количество таких афер пока относительно невелико: по разным оценкам, подобная судьба ждет от двух до пяти процентов «кредитомобилей». Тем не менее, банки несут нешуточные убытки – до пяти миллиардов рублей ежегодно.
Законопроект предлагает закрыть лазейки для аферистов с помощью создания специальной базы данных, в которую будут вноситься сведения о заложенном имуществе. Необходимую информацию чиновники предлагают почерпнуть из Центрального каталога кредитных историй. Впрочем, Центробанк, в ведении которого находится каталог, все еще обсуждает этот вариант с Минфином. По какому принципу и по какой схеме будет создаваться база, пока неизвестно.
Отметим, что Минфин не первый, кто предложил ставить на учет приобретенные в кредит авто. Ранее с аналогичными инициативами выступали Ассоциация региональных банков России и Региональная общественная организация содействия правовой защите граждан. Обе организации предлагали ставить специальные отметки в ПТС, которые бы отражали кредитную биографию автомобиля. Тем не менее, банкиры потерпели неудачу: Госдума не одобрила законопроект. РОО содействия правовой защите граждан в свою очередь обратилось с похожей просьбой в Верховный суд России, указав, что отсутствие информации в ПТС о том, что машина числится в залоге, «является нарушением прав и свобод граждан, выражающимся в неполной информативности в сведениях о наличии либо отсутствии кредитной истории при покупке автомобиля у лиц, использующих отсутствие данного положения в корыстных целях». Служители Фемиды пока не определились с ответом.
Казалось бы, все просто: банки передают в ГИБДД информацию о кредитных автомобилях, а Госавтоинспекция во избежание мошенничества не позволяет владельцам совершить какие-либо регистрационные действия.
«Дело в том, что ГИБДД почему-то не может разложить эту информацию по полочкам, – считает юрист Евгений Калинин. – В результате нередки случаи, когда свежеприобретенный автомобиль продается на вторичном рынке. Мошенники забирают деньги, банк безуспешно ищет заемщика и пытается забрать машину у нового хозяина, который мог и не догадываться о том, что на его автомобиль вскоре появятся и другие желающие. База данных, о которой сейчас говорят в Минфине, позволила бы избежать подобных недоразумений».
Но есть в законопроекте и один серьезный минус, о котором пока в министерских коридорах предпочитают промолчать. Дело в том, что совершенно любая база данных, в которой содержится информация о чьем-то имуществе, может стать подарком для других аферистов, причем куда более опасных, нежели те, с кем собирается бороться Минфин. Сумеют ли соответствующие органы обеспечить надежную защиту кредитным досье, станет известно лишь после того, как база данных будет создана.