Не успели отгреметь страсти по автошколам, как появились первые результаты. Всего пару недель назад правительство задумалось об оптимизации обучения начинающих водителей, в том числе решив обязать ГИБДД составлять рейтинги аварийности среди выпускников тех или иных заведений. Что характерно, в Госавтоинспекции не стали дожидаться, пока ведомство поставят перед фактом, а в сжатые сроки реализовали инициативу.
Подобные рейтинги уже сейчас можно найти на официальных сайтах региональных отделений ГИБДД. Пока подобными списками располагают не все регионы, но с каждым днем их количество будет увеличиваться: в Госавтоинспекции считают, что это хороший способ не только показать будущим автомобилистам, в каких автошколах лучше обучают вождению, но и дать самим учреждениям стимул: мало кому захочется видеть себя в подобном рейтинге.
Потрудились над статистикой и в Башкирии. Специалисты Управления ГИБДД МВД по РБ проанализировали аварийность за первое полугодие и опубликовали итоги на своем сайте. Учитывались лишь те происшествия, в которых виновниками были признаны водители со стажем менее двух лет. Нельзя сказать, что результаты оказались неожиданными, и, тем не менее, в большинстве случаев республиканские автошколы обучают своих курсантов скорее хорошо, чем плохо.
«Сейчас правительство уделяет большое внимание профилактике дорожно-транспортных происшествий, и один из способов предотвращения аварий – это повышение качества обучения кандидатов в водители, – сообщили в пресс-службе УГИБДД МВД по РБ. – В связи с этим и был составлен этот рейтинг, однако в него вошли не все автошколы республики, а лишь те, выпускники которых за последние два года стали виновниками ДТП. Обновляться список будет раз в полгода».
Всего в башкирскую версию рейтинга вошли 82 образовательных учреждения, выпускники которых за полгода стали виновниками 117 аварий. В этих ДТП погибли шесть человек, еще 160 получили травмы. Что характерно, ни одна из представленных автошкол не смогла похвастаться полным отсутствием виновников аварий, однако в большинстве случаев последствия были не столь тяжкими.
«Подобный рейтинг безусловно необходим, – считает генеральный директор Центра высшего водительского мастерства РБ Марат Шафиков. – Если автошколы нет в «черном списке», начинающему водителю будет проще сделать правильный выбор. И наоборот: если бывшие курсанты какой-то автошколы чаще других попадают в аварии, стоит задуматься».
Согласно рейтингу, за полгода в Башкирии аварии со смертельным исходом допустили выпускники пяти автошкол. Конкретнее, это уфимские «Автомобильная школа №2» и «СекторАвто», стерлитамакский «Спутник», мелеузовский «СТК» и учебно-курсовой пункт в Кумертау.
Впрочем, несмотря на исчерпывающие данные, объективность рейтинга остается сомнительной. Дело в том, что в списке есть как крупные автошколы, имеющие сеть филиалов по всей республике, так и небольшие частные заведения, выпускающие по 10-15 автомобилистов в месяц. При этом ГИБДД не стала вписывать ни количество подготовленных автошколами водителей, ни процент «опасных» выпускников. Кроме того, в рейтинге не учитывались малозначительные столкновения, в которых не было пострадавших. Впрочем, в пресс-службе республиканской Госавтоинспеции не исключают, что в следующей версии рейтинга автошкол эти недостатки могут быть исправлены.